г. Москва |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А40-139480/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи В.Р. Валиева (единолично),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Э.Ш. Алимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" в лице филиала СКЖД
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "03" декабря 2013 года по делу N А40-139480/13, принятое судьёй Лаптевым В.А.
по иску ЗАО "Альянс Транс-Азия" (ОГРН 5087746089052 ИНН 7702684192)
к ОАО "РЖД" в лице филиала СКЖД (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 31 936 руб. 68 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Каргальцев А.В. (по доверенности от 24.1.2013)
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Альянс Транс-Азия" (ОГРН 5087746089052 ИНН 7702684192 дата гос.рег. 11.09.2008 г.; 680000, г. Хабаровск, ул.Тургенева, д.30)обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата гос. рег.23.09.2003 г., 107174, г.Москва, Нов.Басманная, д.2) о взыскании 31 936 руб. 68 коп
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03 декабря 2013 года по делу N А40-139480/13, взыскано с ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата гос. рег.23.09.2003 г., 107174, г.Москва, Нов.Басманная, д.2) в пользу ЗАО "Альянс Транс-Азия" (ОГРН 5087746089052 ИНН 7702684192 дата гос.рег. 11.09.2008 г.; 680000, г. Хабаровск, ул.Тургенева, д.30) пени за просрочку доставки
порожних вагонов в размере 31 936(тридцать одна тысяча девятьсот тридцать шесть) руб. 68 коп., а также расходы по госпошлине в размере 2000 ( две тысячи) руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, судом не был применен сокращенный срок исковой давности, по требованиям, вытекающий из договора перевозки.
Ответчик, извещенный о заседании суда апелляционной инстанции согласно информации с официального сайта Почты России 06 февраля 2014 г., представителя в заседание не направил, отзыва не представил.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2013 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в июле 2012 г.ОАО "РЖД", в лице своего филиала -Северо-Кавказской железной дороги, допустила просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, отправленных грузоотправителем ЗАО "Альянс Транс-Азия"на станцию Андреедмитриевка Северо-Кавказской железной дороги, что подтверждается соответсвующими отметками, проставленными железной дорогой в железнодорожных транспортных наклыдных: NoNoЭЛ911660, ЭЛ911684, ЭЛ968908, ЭЛ968890, ЭМ386520, ЭМ387887, ЭМ386499, ЭЛ997132. ЭМ954945, ЭМ9093131
Провозная плата за перевозку вагонов по маршрутам, указанным в накладных оплачена истцом, что подтверждается записями на накладных.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" No 18-ФЗ от 10.01.2003 г., при предъявлении груза для перевозки, грузоотправитель должен предоставить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком квитанция о приёме груза к перевозке подтверждают заключение договора перевозки. Сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки определены Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России 18.06.2003 No27.
В соответствии со ст. 33 Устава, дату приёма груза к перевозке и расчётную дату истечения срока доставки груза, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной и выданной грузоотправителю квитанции о приёме груза к перевозке.
Согласно ст. 97 Устава, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавшего груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Согласно ст. 29 Устава, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур. Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации. Перевозчик обязан в таких случаях письменно, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомить грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа.
Ответчик в нарушение требований статьи 33 Устава допустил просрочку доставки не принадлежащих ему вагонов, грузоотправителем которых является ЗАО "Альянс Транс-Азия", следовавших по договору перевозки с оформлением транспортных железнодорожных накладных, указанных в расчётах пени за просрочку их доставки. Признак принадлежности вагона указан в перевозочных документах.
Нормативный срок доставки, дата прибытия вагона на станцию назначения и дата выдачи оригинала накладной грузополучателю указаны в транспортных железнодорожных накладных. Транспортные железнодорожные накладные, номера вагонов, расчётный (нормативный срок доставки) и фактический срок доставки, количество дней просрочки и расчёт пени по каждому вагону, доставка которого просрочена, указаны в расчётах пени, прилагаемых к претензиям к перевозчику с требованием об уплате пени, к которым также приложены и транспортные железнодорожные накладные. В соответствии со ст. 792 ГК РФ, одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза. Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза.
Согласно п. 10 "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 No 27 порожний вагон, не принадлежащий перевозчику, считается доставленным в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей, о чем перевозчик уведомляет
грузополучателя".
В соответствии со ст.ст. 97, 120 УЖТ РФ, перевозчик, выдавший груз уплачивает отправителю пени в размере 9 % за каждые сутки просрочки в доставке каждого порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику. На основании ст.ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта РФ истцом начислены пени в размере 31 936 руб. 68 коп. за просрочку доставки грузов.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 120 Устава, до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. В соответствии со ст. 123 Устава, претензии об уплате штрафов и пеней могут быть предъявлены к перевозчику в течение сорока пяти дней. Данный срок исчисляется со дня выдачи груза. При этом перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию
по истечении установленных статьей 123 Устава сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Истец направил в адрес ответчика претензию No 1-110-12 от 06.08.2012 г. с расчетом пени за просрочку доставки груза и приложением копий железнодорожных накладных.
Таким образом, истец, являющийся грузоотправителем, уже на 06.08.2013 г. достоверно знал о допущенном нарушении, однако с настоящим иском обратился только 03.10.2013 г., то есть с пропуском сокращенного годичного срока исковой давности, по требованиям, вытекающий из договора перевозки (ст.797 ГК РФ), о чем ответчиком было сделано заявление в суде первой инстанции (л.д.34-35), что в свою очередь влечет отказ в иске (ст.199 ГК РФ).
При этом не может быть принят во внимание довод истца о перерыве в течении исковой давности в связи с оставлением без рассмотрения требований истца в деле N А40-667/13, определением от 29.08.2013 г., поскольку вместе с возражениями к отзыву, представленными в суд первой инстанции (л.д.36.) истец не приложил исковое заявление по которому было возбуждено производство в рамках дела N А40-667/13.
В определении суда от 29.08.2013 по делу N А40-667/13 об оставлении иска без рассмотрения перечень ж.д. накладных, в отношении которых состоялся судебный акт отсутствует.
Соответственно, собственного довода о тождественности настоящего иска с иском, оставленным без рассмотрения в деле N А40-667/13 ЗАО "Альянс Транс-Азия" не доказало (ст. 65 АПК РФ).
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2013 по делу N А40-139480/13 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ЗАО "Альянс Транс-Азия" (ОГРН 5087746089052 ИНН 7702684192) 2 000 руб. госпошлины за рассмотрение жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139480/2013
Истец: ЗАО "Альянс Транс-Азия"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала СКЖД