г. Москва |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А40-128310/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Федеральная грузовая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2013 по делу N А40-128310/2013, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-1173)
по заявлению Открытого акционерного общества "Федеральная грузовая компания" ("ФГК") (ОГРН 1106659010600)
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Бурееев С.А., по дов. от 28.06.2013 N 342 |
от ответчика: |
Зайцева Н.Н., по дов. от 17.06.2013 N ИА/23365/13 |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Федеральная грузовая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ответчик, ФАС) об оспаривании постановления от 26.08.2013 г. по делу об административном правонарушении N 4-00-969/00-22-13.
Решением от 11.12.2013 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановление административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на изменение действующего законодательства, в части изменения минимальной суммы административного штрафа до 50 000 руб., в связи с чем просит применить положения ст. 1.7 КоАП РФ.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Против уменьшения суммы административного штрафа, в связи с внесенными изменениями в КоАП РФ, не возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым изменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.03.2013 N 117/13 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N 1-00-90/00-22-13 по признакам нарушения антимонопольного законодательства: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Федеральная грузовая компания", ОАО "Первая грузовая компания", ЗАО "НефтеТрансСервис", ООО "ТК "Новотранс", ООО "СибУглеМетТранс", ООО "РГ-Транс", ООО "ЗапСиб-ТрансСервис", ОАО "СУЭК", ООО "Независимая Транспортная Компания", ОАО "Новая Перевозочная Компания", ООО "Мечел-Транс" и ООО "ТрансГрупп АС" пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Администрацией Кемеровской области, ОАО "РЖД", ОАО "Федеральная грузовая компания", ОАО "Первая грузовая компания", ЗАО "НефтеТрансСервис", ООО "ТК "Новотранс", ООО "СибУглеМетТранс", ООО "РГ-Транс", ООО "ЗапСиб-ТрансСервис", ОАО "СУЭК", ООО "Независимая Транспортная Компания", ОАО "Новая Перевозочная Компания", ООО "Мечел-Транс" и ООО "ТрансГрупп АС" пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 3 определения от 14.03.2013 N 22/9376/13 о назначении дела N 1-00-90/00-22-13онарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (далее - Определение) в срок до 18 апреля 2013 заявителю надлежало представить ответчику копии надлежащим образом заверенных документов и материалов, а также следующую информацию:
1. Учредительные документы ОАО "Федеральная грузовая компания" (в последней редакции), решение об избрании единоличного исполнительного органа и приказ о его назначении на должность; свидетельство о государственной регистрации и постановке на учёт в налоговом органе юридического лица; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц:
2. Выписку из единого государственного реестра юридических лиц, выданную компетентным органом на дату, не ранее чем дата получения Определения;
3. Сведения о проведении ликвидации или реорганизации ОАО "Федеральная грузовая компания";
4. Перечень и схематическое изображение группы физических и юридических лиц, входящих в одну группу лиц с ОАО "Федеральная грузовая компания" в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 "Об утверждении формы предоставления перечня лиц, входящих в одну группу лиц" актуальную на дату получения Определения;
5. Сведения о совокупном размере суммы выручки ОАО "Федеральная грузовая компания" от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, определяемом в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации;
6. Сведения о сумме выручки ОАО "Федеральная грузовая компания" от реализации на территории Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 услуг по предоставлению полувагонов для вывоза угля с промышленных предприятий Кемеровской области, определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации;
7. Сведения о том, входило ли ОАО "Федеральная грузовая компания" в период с 01.01.2011 по дату получения Определения в группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции с кем-либо из хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 Определения. В случае положительного ответа, представить перечень и схематическое изображение группы физических и юридических лиц, входящих в одну группу лиц с ОАО "Федеральная грузовая компания" по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 "Об утверждении формы предоставления перечня лиц, входящих в одну группу лиц" с указанием периода времени вхождения ОАО "Федеральная грузовая компания" в такую группу лиц;
8. Сведения о почтовом адресе, по которому ОАО "Федеральная грузовая компания" будет получать почтовую корреспонденцию по делу N 1-00-90/00-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства (при различии между местом нахождения согласно учредительных документов и фактическим местом нахождения), контактные телефоны ОАО "Федеральная грузовая компания", контактные данные должностного лица с которым могут связаться сотрудники антимонопольного органа по вопросам, связанным с рассмотрением дела N 1-00-90/00-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства;
9. Иные документы (копии документов), сведения (информацию) и письменные пояснения, имеющие значение для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела N 1-00-90/00-22-13 о нарушении антимонопольного законодательства.
В представленном в ФАС России ответе на Определение письмом от 17.04.2013 N 2463 Общество сообщило сведения о совокупном размере выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, указанным письмом заявитель сообщил, что сведения о сумме выручки от реализации на территории Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 услуг по предоставлению полувагонов для вывоза угля с промышленных предприятий Кемеровской области, определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в бухгалтерском учете Общества отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Часть 5 ст. 19.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
При указанных обстоятельствах ответчик и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ответчиком в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 11.07.2013 N 4-00-969/00-22-13 по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
22.08.2013 ФАС вынесено оспариваемое постановление N 4-00-969/00-22-13, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Вместе с тем, в части размера штрафа судебный акт подлежат изменению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
03.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 02.12.2013 N 343 "О внесении изменений в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в часть 5 статьи 1.8 КоАП РФ, минимальный размер штрафа определен в сумме 50000 рублей, вместо 300000 руб.
В связи с тем, что Федеральный закон от 02.12.2013 N 343 "О внесении изменений в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" изменил размер санкции в сторону уменьшения, он подлежит применению как улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение до вступления его в силу, поскольку постановление о назначении административного наказания в отношении общества не исполнено.
Изменяя решение суда в части размера наложенного административного штрафа с 300000 руб. до 50000 руб., апелляционный суд исходит из того, что размер штрафа административным органом определен правильно в минимальном размере с учетом всех обстоятельств административного дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ, п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение суда по заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная подателем апелляционной жалобы подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.12.2013 по делу N А40-128310/2013 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.08.2013 по делу об административном правонарушении N 4-00-969/00-22-13 в части назначения наказания в размере 300000 рублей, определив размер штрафа в сумме 50000 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Федеральная грузовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину по платежному поручению N 39678 от 12.12.2013 в размере 2 000 руб., как ошибочно уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128310/2013
Истец: ОАО "Федеральная грузовая компания"
Ответчик: ФАС России