город Омск |
|
25 февраля 2014 г. |
Дело N А46-13619/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12083/2013) общества с ограниченной ответственностью "Большереченские очистные сооружения" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-13619/2013 (судья Чернышёв В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Большереченские очистные сооружения" (ИНН 5510009377, ОГРН 1115510000352) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N В-371/05-133/2013 от 25.10.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Большереченские очистные сооружения" - Графов Игорь Игоревич, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 28.10.2013 сроком действия один год;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области - Татаринцева Юлия Владимировна, предъявлен паспорт, по доверенности N 69 от 14.01.2014 сроком действия один год;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Большереченские очистные сооружения" (далее по тексту - ООО "БОС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N В-371/05-133/2013 от 25.10.2013 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-13619/2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в части осуществления сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект р. Иртыш на 1599,0 км водного объекта реки Иртыш от устья при отсутствии разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "БОС" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, не соответствие выводов суда первой инстанции метериалам дела, просит решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-13619/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что административный орган не представил доказательства, подтверждающие факт совершения заявителем вменяемого правонарушения. Представленные Управлением доказательства получены с нарушением закона.
Административный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
19.09.2013 государственный инспектор Российской Федерации по Омской области Беляев Е.В., изучив поступившую 18.09.2013 информацию ООО "БОС" (письмо от 16.09.2013 N 13), указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно: по осуществлении сброса очищенных сточных вод в поверхностный водный объект р. Иртыш на участке 1599,0 км от устья реки без разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод; объём сброса в сутки составляет 350-450 м.куб., приняв во внимание, что для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения необходимо совершить процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, вынес определение N В-371/05-133/2013 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования было установлено следующее.
Ранее очистные сооружения принадлежали ОАО "Большереченский молочный комбинат" (далее - ОАО "БМК"), которое осуществляло деятельность по сбросу сточных вод в поверхностный водный объект р. Иртыш на участке левого берега 1599,0 км от устья реки, Омская область, р.п. Большеречье, посредством эксплуатации выпуска N 1 - по самотечному трубчатому коллектору диаметром 500 мм. Географические координаты водовыпуска: 54?56/56//СШ 73°21/26//СШ.
В соответствии с пунктом 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества N 09-13/БМК от 02.04.2013 ОАО "БМК" (Продавец) передало в собственность ООО "БОС" (Покупатель) следующее недвижимое имущество: здание хлораторной (инвентарный номер 794), здание станции второго подъема (инвентарный номер 797), три здания насосной станции (инвентарный номер 2859, 2860,2861), здание аэротенки (инвентарный номер 792), здание решеток (инвентарный номер 791), сооружения - контактный резервуар (инвентарный номер 160000302), здание-блок фильтров (инвентарный номер 798), сооружение - входная камера (инвентарный номер 160000297), сооружения - осветлители перегниватели (инвентарный номер 160000300), сооружения- иловые площадки (инвентарный номер 160000299), земельные участки с кадастровыми номерами: 55:02:010301:0001, 55:02:010117:0004, 55:02:010307:0073 и 55:02:010226:0032.
ООО "БОС" с 22.07.2013 и по настоящее время осуществляет приём и очистку сточных вод ОАО "БМК" на основании договора N 16-13/БМК от 22.07.2013.
По сведениям Администрации Большереченского муниципального района от 09.09.2013 N 1353 установлено, что на территории Большереченского муниципального района имеются очистные сооружения, которые эксплуатируются ООО "БОС".
В письмах ООО "БОС" от 16.09.2013 N 13, от 30.09.2013 N16 указано, что Обществом осуществляется хозяйственная деятельность по сбросу очищенных сточных вод в поверхностный водный объект р. Иртыш на 1599,0 км от устья реки с 1 мая 2013 г. и по настоящее время объем сброса в сутки составляет 350-450 м, средне месячный объём стоков составляет в пределах 10 тыс. м.куб. Сточные воды поступают от населения и предприятий р.п. Большеречья. Выпускная труба находится на 4 м глубине и сточные воды поступают по безнапорному асбестоцементному коллектору в поверхностный водный объект р. Иртыш.
В ходе проведения административного расследования Управлением Росприроднадзора по Омской области с привлечением специалиста филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФБУ "ЦЛАТИ по СФО" г. Омск - Щебельниковой Т.Н. ведущего инженера отдела анализа загрязнения водных ресурсов, в присутствии директора ООО "БОС" Махнатова И.П. и зав. лабораторией ООО "БОС" Коровиной Н.А., был произведён отбор проб сточных вод из водовыпуска N 1 на 1599,0 км левого берега от устья р. Иртыш ООО "БОС" для анализа качества сточных вод и факта сброса сточных вод в поверхностный водный объект.
На период проведения отбора проб сточных вод 30.09.2013, в соответствии с журналом учёта объёма водоотведения, сброшено в поверхностный водный объект р. Иртыш сточных вод в количестве 781 м. куб.
Учёт объёма сброса сточных вод в поверхностный водный объект ООО "БОС" осуществляется поверенным расходомером - счётчиком (ультразвуковой) ДНЕПР-7, имеющий паспорт ДНПР.03.01.011.1 ПС.
Из письма Управления Росприроднадзора по Омской области от 26.09.2013 N 09-08/5092 следует, что рассмотрен и согласован проект нормативов допустимого сброса (НДС) на участке 1599,0 км левого берега от устья р. Иртыш. Объём сброса сточных вод составляет 115,42 тыс. м3.
Установив, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом положений части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", государственный инспектор Российской Федерации по Омской области Беляев Е.В. в присутствии директора ООО "БОС" Махнатова И.П. составил в отношении заявителя протокол об административном правонарушении N В-371/05-133/2013 от 17.10.2013.
25.10.2013, рассмотрев материалы дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении общество с ограниченной ответственностью "Большереченские очистные сооружения", государственный инспектор РФ по Омской области Беляев Е.В. вынес постановление о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в части осуществления сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод в водный объект р. Иртыш на 1599,0 км водного объекта реки Иртыш от устья при отсутствии разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.
Не согласившись с законностью и обоснованностью указанного постановления, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-13619/2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как было указано выше, Управлением в данном случае было установлено, что ООО "БОС" через водовыпуск N 1 осуществляет сброс сточных вод в водный объект р. Иртыш на 1599,0 км от устья реки при отсутствии разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Указанное обстоятельство явилось основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае материалами дела подтверждается тот факт, что Обществом не были соблюдены требования действующего законодательства в области пользования водными объектами, а именно, материалами дела подтверждается тот факт, что на момент проведения административным органом проверки в отношении заявителя, разрешение на сброс сточных вод у Общества отсутствовало.
Доводы подателя жалобы о том, что административный орган не представил доказательства, подтверждающие факт совершения заявителем вменяемого правонарушения, апелляционным судом отклоняются, как несостоятельные.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Общества имелась возможность по соблюдению указанных выше требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности заявителем не представлено.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению заявителем требований законодательства в области водопользования, в материалы дела не представлено.
Осуществляя хозяйственную деятельность, связанную с причинением вреда окружающей среде, юридическое лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение. Осуществление сброса сточных вод в реку Иртыш без специального разрешения является недопустимым.
Как верно указал суд первой инстанции, каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом мер по соблюдению законодательства в сфере водопользования в период с мая 2013 года (начало осуществления Обществом деятельности по сбросу очищенных сточных вод в поверхностный водный объект р. Иртыш на 1599 км) до возбуждения дела об административном правонарушении (определение N В-371/05-133/2013 от 19.09.2013), ООО "БОС", в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило. Разрешение N 4/2014 на сброс было получено Обществом только 14.02.2014.
Письмо Администрации Большереченского района от 20.01.2014 и решение Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 17.01.2014 (приобщенные к материалам дела) не опровергают указанные выше выводы о наличии в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание правомерно назначено административным органом в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере.
Нарушения порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности судом первой инстанции не установлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно отклонил ходатайство Общества о приобщении к материалам дела дополнительных документов и об отложении судебного заседании (т.2, л.д. 41), апелляционным судом отклоняется, поскольку указанное не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Большереченские очистные сооружения" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2013 по делу N А46-13619/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13619/2013
Истец: ООО "Большереченские очистные сооружения"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Омской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области