г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А42-6656/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26062/2013) Отдела надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2013 по делу N А42-6656/2013 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
к Отделу надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области
о признании незаконным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (184042, г. Кандалакша Мурманской области, ул. Пронина, д. 10, ОГРН 1095102000421, далее - заявитель, общество, ООО "ГУК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными предписаний Отдела надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области (г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4; г. Кандалакша, ул. Горького, д. 14; далее - ОНД) от 15.02.2013 N N 17/1/10, 16/1/9, 15/1/8, 14/1/7, 13/1/6, 12/1/5, 18/1/11, от 27.02.2013 NN 19/1/16, 20/1/17, 21/1/18, 22/1/19, 23/1/20, 24/1/21, 25/1/22, 26/1/23.
К участию в дела в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - Управление).
Определениями суда от 03.07.2013, 24.09.2013 выделены требования заявителя в отдельные производства, в рамках дела N А42-6656/2013 рассматривается заявление общества о признании незаконным предписание Отдела надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов от 15.02.2013 N 16/1/9 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 16.10.2013 признан недействительным как несоответствующий Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пункт 1 предписания ОНД от 15.02.2013 N 16/1/9. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ОНД просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 октября 2013 года по делу N А42-6656/2013 в части признания недействительным пункта 1 предписания и принять по делу новое решение, которым отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что СНиП 21-01-97* не может быть применен к жилым домам, построенным ранее введения его в действие.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы без их участия.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Городская управляющая компания", соглашаясь с выводом суда первой инстанции в отношении пункта 1 предписания, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ОНД от 28.01.2013 N 16 сотрудниками Отдела проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом обязательных требований пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: г. Кандалакша,, ул. Аэронавтов, д. 5, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- люк выхода с лестничной клетки на кровлю 2, 3 подъездов выполнен не в противопожарном исполнении (люк деревянный обшит железом), что является нарушением пункта 8.4* СНиП 21-01-97*;
- на 1, 3, 4 этажах 1 подъезда, 1, 2, 3, 4 этажах 2 подъезда, 2, 3 этажах 3 подъезда, 1, 2, 4 этажах 4 подъезда электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями). Конструкции светильников имеют резьбовое соединение для крепление колпака, что является нарушением пункта 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390);
- под лестничным маршем 3 подъезда на первом этаже допущено хранение горючих материалов (деревянная перегородка из ДВП), что является нарушением пункта 23 Правил N 390.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.02.2013 N 16 с приложением фототаблицы.
Предписанием ОНД от 15.02.2013 N 16/1/9 обществу предписано устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Не согласившись с выданным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал недействительным пункт 1 предписания от 15.02.2013 N 16/1/9, в остальной части отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции признал жалобу Отдела надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочих собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, ООО "ГУК" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: г. Кандалакша, ул. Аэронавтов, д. 5, следовательно, является лицом ответственным за содержание общего имущества указанного многоквартирного дома, и в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 оспариваемого предписания, обществу вменяется нарушение пункта 8.4 СНиП 21-01-97*, согласно которому в зданиях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой до 15-м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6х0,8-м по закрепленным стальным стремянкам.
Вывод суда первой инстанции о том, что положения СНиП 21-01-97* не подлежат применению в данном случае, поскольку дом построен до вступления в силу указанных норм и правил, признан судом апелляционной инстанции ошибочным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями названного Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Исходя из изложенного, положения части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ касаются только требований названного Закона, а не положений действующих строительных норм и правил, регулирующих пожарную безопасность зданий и сооружений.
Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* предусмотрено, что настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Кроме того, в СНиП 21-01-97* содержится положение о том, что в них приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению.
Признавая пункт 1 предписания недействительным, суд первой инстанции сослался на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 25.06.2013, оставленное без изменения решением Мурманского областного суда от 05.08.2013, которым из постановления ОНД от 14.05.2013 N 51 о привлечении генерального директора общества Хоптюк Н.П. к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, исключена квалификация правонарушения по частям 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ и указание на нарушение пунктов 6.32 и 8.4 СНиП 21-01-97*, поскольку положения СНиП 21-01-97* не могут быть применены к жилым домам, построенным ранее введения его в действие.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71 в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
Из решения Кандалакшского районного суда Мурманской области от 25.06.2013 видно, что судом был установлен факт выявленных нарушений, в том числе нарушений требований пунктов 6.32 и 8.4 СНиП 21-01-97*, однако суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что положения СНиП 21-01-97* не могут быть применены к жилым домам, построенным ранее введения его в действие, в связи с чем из числа нарушений были исключены нарушения пунктов 6.32 и 8.4 СНиП 21-01-97*.
Указанные выводы в данном случае не могли являться для суда первой инстанции основанием полагать, что в материалах дела отсутствует подтверждение наличия в действиях общества нарушения пункта 8.4* СНиП 21-01-97*, а также законные основания для выдачи заявителю оспариваемого предписания в части пункта 1, поскольку выводы суда относительно применения той или иной нормы права не могут быть положены в основу принимаемого судебного акта другим судом.
Кроме того, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2013 N АКПИ13-662, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2013 N АПЛ13-507, в удовлетворении заявления о признании недействующими строительных норм и правил СНиП 21-01-97* отказано, данные правила признаны подлежащими применению в нормативном единстве с Законом N 123-ФЗ.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о неприменимости СНиП 21-01-97* к спорному объекту является ошибочным.
Исходя из материалов дела, у ОНД имелись правовые основания для выдачи обществу предписания об устранении нарушений пункта 8.4* СНиП 21-01-97*, следовательно, предписание в указанной части соответствует закону и не нарушает права заявителя.
В остальной части выводы суда первой инстанции сторонами не оспариваются.
В связи с изложенным, решение суда в части признания недействительным пункта 1 предписания N 16/1/9 от 15.02.2013, вынесенного Отделом надзорной деятельности, обязания Главного Управление МЧС России по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и взыскания с Главного Управления МЧС России по Мурманской области в пользу ООО "ГУК" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей, подлежит отмене, а заявление общества - оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции суд оставляет на обществе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2013 по делу N А42-6656/2013 отменить в части признания недействительным пункта 1 предписания от 15.02.2013 N 16/1/9, вынесенного Отделом надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Мурманской области в отношении ООО "Городская управляющая компания" и обязания Главного Управления МЧС России по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания", а также в части взыскания с Главного Управления МЧС России по Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2013 по делу N А42-6656/2013 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6656/2013
Истец: ООО "Городская управляющая компания"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов УНД ГУ МЧС России по МО, Отдел надзорной деятельности Кандалакшского и Терского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области
Третье лицо: ГУ МЧС России по Мурманской области, Главное Управление МЧС России по Мурманской области