г. Красноярск |
|
26 февраля 2014 г. |
Дело N А74-3606/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца (Министерства экономики республики Хакасия): Игольниковой В.А., представителя по доверенности от 20.01.2014 N 02/14, на основании паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксперт"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 25 октября 2013 года по делу N А74-3606/2013, принятое судьей Курочкиной И.А.,
установил:
Министерство экономики Республики Хакасия (ИНН 1091090185, ОГРН 1091901001939) (далее - Министерство экономики) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" (ИНН 1910012000, ОГРН 1111903000582) (далее - ООО "Эксперт", общество) бюджетных средств в сумме 300 000 рублей, полученных по договору от 03.11.2011 N 050-57-дг о предоставлении гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 октября 2013 года по делу N А74-3606/2013 исковые требования Министерства экономики республики Хакасия удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ООО "Эксперт" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе общество ссылается на следующие доводы:
- суд первой инстанции в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно изменил основания иска Министерства экономики;
- суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о правомерности расторжения договора от 03.11.2011 N 050-57-дг в одностороннем порядке ввиду ненадлежащего исполнения условий указанного договора получения гранта (субсидий), поскольку основания и порядок возврата субсидии определяются не договором, а нормативно-правовым актом;
- суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о нецелесообразном использовании ООО "Эксперт" денежных средств, поскольку обществом представлен соответствующий отчет, подтверждающий целесообразность использования денежных средств.
ООО "Эксперт" и Министерство финансов, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 12.13.2013 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru) явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; Министерство финансов Республики Хакасия отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании законный представитель Министерства экономики Республики Хакасия доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства экономики также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии приказа от 18.04.2012 N 050-7-Х; копии приказа "О проведении повторной проверки отчетной документации" от 01.10.2013 N 050-18-Х/1; копии аналитической записки; копии распоряжения председателя правительства Республики Хакасия от 13.09.2010 N 268-рп/к.
В соответствии со статьями 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции вынес протокольное определение о приобщении указанных документов к материалам дела, как представленные в обоснование возражений на доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Во исполнение республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2009-2011 годы", утвержденной Законом Республики Хакасия от 03 декабря 2008 года N 76-ЗРХ, и на основании протокола заседания Конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для предоставления субсидий, грантов на развитие малого и среднего предпринимательства в 2011 году от 26 октября 2011 года N 3, ООО "Эксперт" предоставлен грант на софинансирование реализации бизнес-проекта "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит" в размере 300 000 рублей.
Между Министерством экономики Республики Хакасия и ООО "Эксперт" (получатель субсидии) 03 ноября 2011 года заключен договор о предоставлении гранта N 050-57-дг (далее - Договор).
Предметом Договора является предоставление получателю субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в 2011 году бюджетных денежных средств в форме гранта на софинансирование реализации бизнес-проекта "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" в размере 300 000 рублей для приобретения программного обеспечения (150 000 рублей), компьютерной техники (100 000 рублей) и офисной мебели (50 000 рублей) (Приложение N 1 к Договору "Смета расходов").
Пунктом 2.2 Договора предусмотрены обязательства получателя субсидии, в том числе:
- использовать в срок до 01.04.2012 по целевому назначению средства гранта, полученные по договору, в соответствии со сметой расходов (приложение N 1 к Договору);
- осуществить финансирование вышеуказанного бизнес-проекта за счет собственных средств в размере 397 000 рублей (приложение N 1 к Договору);
- обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, а именно: создание новых рабочих мест в количестве 7 единиц и выплату заработной платы сотрудникам в размере не ниже установленного в Республике Хакасия прожиточного минимума;
В разделе 4 "Отчетность и контроль" Договора предусмотрено в частности:
- получатель субсидии предоставляет в Министерство экономики Республики Хакасия до 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 4.1):
- отчет об использовании целевых бюджетных средств по форме согласно приложению N 2 к Договору (пункт 4.1.1);
- отчет о финансировании бизнес-проекта за счет собственных средств по форме согласно приложению N 3 к Договору (пункт 4.1.2).
Министерство экономики Республики Хакасия обязано перечислить грант его получателю для финансирования части расходов, указанных в бизнес-проекте, за счет бюджетных средств, по мере их поступления на лицевой счет Министерства (пункт 2.1.1 Договора).
Денежные средства в размере 300 000 рублей перечислены на расчетный счет ООО "Эксперт", о чем свидетельствует платежное поручение от 09 декабря 2011 года N 1592406.
В представленном обществе отчете от 22 января 2012 года средства гранта в размере 300 000 рублей на приобретение программного обеспечения (150 000 рублей), компьютерной техники (100 000 рублей) и офисной мебели (50 000 рублей) использованы, сумма израсходованных собственных средств составила 32 555 руб., создано 2 рабочих места.
В отчете от 20 апреля 2012 года общество также указало сведения, о том, что средства гранта в размере 300 000 рублей им использованы, сумма израсходованных собственных средств не изменилась и составила 32 555 рублей, на конец отчетной даты создано 4 рабочих места.
В отчете от 20 июля 2012 года общество указало аналогичные сведения, что и в отчёте от 20 апреля 2012 года, сумма израсходованных собственных средств - 32 555 рублей, на конец отчетной даты создано 4 рабочих места.
В связи с неисполнением обществом возложенных на него Договором обязательств в его адрес Министерством экономики Республики Хакасия направлено уведомление от 16 января 2013 года N 050-8/48-050, в котором содержится указание на расторжение в одностороннем порядке Договора с обществом в связи с неисполнением обязательств по предоставлению очередного отчета (в срок до 22 апреля 2012 года). Также в уведомлении Министерство экономики потребовало в течение 30 календарных дней с момента получения данного уведомления вернуть бюджетные денежные средства в размере 300 000 рублей, предоставленные по Договору. Уведомление от 16 января 2013 года N 050-8/48-050, направленное в адрес общества заказным письмом с уведомлением, возвращено организацией почтовой связи с отметкой на почтовом конверте "истек срок хранения" (почтовый конверт N 00251).
Поскольку требование Министерства экономики Республики Хакасия о возврате бюджетных денежных средств в размере 300 000 рублей, предоставленных по договору о предоставлении гранта от 03 ноября 2011 года N 050-57-дг, обществом не исполнено, Министерство экономики обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "Эксперт" о том, что суд первой инстанции в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно изменил основания рассматриваемого дела по иску Министерства экономики Республики Хакасия на основании следующего.
Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска. При этом действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит требований к содержанию или наименованию документа об изменении основания или предмета иска.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявление истца об изменении оснований или предмета иска может быть представлено в суд в любой форме, в том числе устной.
В соответствии со статьей 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства. Определение выносится арбитражным судом в письменной форме в виде отдельного судебного акта или протокольного определения. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания.
Из материалов дела следует, что в судебном заседании (21.10.2013) представитель истца (Игольникова В.А.) представила суду письменные дополнения к ранее поданному исковому заявлению, в которых, в том числе, со ссылкой на статью 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, указывалось об изменении оснований иска, а также заявлено устное ходатайство об изменении оснований иска.
Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование истца (Министерства экономики Республики Хакасия) об изменении оснований исковых требований, о чем в соответствии с частью 5 статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено протокольное определение, которое оглашено судом первой инстанции в указанном судебном заседании, что отражено в протоколе судебного заседания (л.д. 102-103).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции соблюдены процессуальные требования (в том числе порядок принятия изменений оснований исковых требований) при рассмотрении настоящего дела.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о правомерности расторжения договора от 03 ноября 2011 года о предоставлении гранта N 050-57-дг в одностороннем порядке ввиду ненадлежащего исполнения обществом условий указанного договора, поскольку основания и порядок возврата субсидии определяются не договором, а нормативно-правовым актом, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в частности, финансовую поддержку таких субъектов и организаций.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 78 названного Кодекса субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Законом Республики Хакасия от 3 декабря 2008 года N 76-ЗРХ утверждена республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2009-2011 годы" (далее - Программа).
В соответствии с разделом 4 Программы финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского и федерального бюджетов, предусмотренных на развитие малого и среднего предпринимательства. Министерство экономики Республики Хакасия содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий, координирует использование бюджетных средств. Разделом 5 Программы установлено, что Министерство экономики Республики Хакасия - государственный заказчик Программы, является органом, ответственным за проведение единой политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства и организационное обеспечение мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия. Получателями средств республиканского бюджета в рамках Программы могут быть муниципальные образования, субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории Республики Хакасия, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Субсидирование осуществляется на безвозвратной основе в установленном законодательством порядке на основании заключенного договора. При реализации мероприятий Программы допускается перечисление Министерством экономики Республики Хакасия средств организациям, осуществляющим одно или несколько мероприятий Программы на основании заключенных с Министерством экономики Республики Хакасия договоров, в соответствии со сметой расходов по конкретному мероприятию с последующим отчетом по фактически понесенным расходам.
Пунктом 7 подраздела 5.4 Программы предусмотрено предоставление грантов (субсидий) на создание и развитие бизнеса начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.
Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, включая критерии отбора, формы документов и сроки представления документов, необходимых для получения государственной поддержки (субсидии), и документов, подтверждающих ее целевое использование, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, определяются Правительством Республики Хакасия.
Разделом 4 постановления Правительства Республики Хакасия от 26 июля 2011 года N 471 "Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора для предоставления в 2011 году грантов (субсидий) на создание и развитие бизнеса начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства" (далее - Порядок) предусмотрен порядок возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В случае выявления Министерством экономики Республики Хакасия факта предоставления получателем гранта недостоверных сведений и (или) нарушения условий, предусмотренных пунктом 1.7 Порядка, либо установления нецелевого использования гранта оказание государственной поддержки прекращается, а договор о предоставлении гранта расторгается в одностороннем порядке, о чем получатель гранта уведомляется в письменном виде в течение 10 календарных дней с момента обнаружения факта предоставления недостоверных сведений получателем гранта.
В течение 30 календарных дней с момента получения письменного уведомления получатель гранта обязан вернуть средства гранта, полученные на основании заключенного с Министерством экономики Республики Хакасия договора, в полном объеме.
Пунктом 5.2 Порядка установлено, что контроль за целевым использованием гранта осуществляется Министерством экономики Республики Хакасия, в том числе путем проверки отчетных документов, представленных получателем гранта.
Получатель гранта в течение периода реализации бизнес-проекта ежеквартально до 22 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство экономики отчет по установленной данным Министерством форме (пункт 5.3 Порядка). Аналогичное требование установлено в разделе 4 "Отчетность и контроль" Договора.
Согласно пункту 5.3 Договора Министерство экономики принимает решение о возврате гранта в случае несоблюдения получателем гранта условий его предоставления.
В случае если получатель гранта не возвратил средства гранта в республиканский бюджет Республики Хакасия в установленный срок Министерство экономики Республики Хакасия обращается в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании перечисленной суммы гранта (пункт 5.4 Договора).
Министерство экономики, заключая с обществом Договор (о предоставлении гранта от 3 ноября 2011 года N 050-57-дг) и перечисляя бюджетные денежные средства в размере 300 000 рублей, действовало как главный распорядитель и получатель средств республиканского бюджета в соответствии с предоставленными ему полномочиями (пункт 4.7 Положения о Министерстве экономики Республики Хакасия, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 года N 153 (в редакции постановления от 2 февраля 2011 года N 25) и пункт 1.5 постановления Правительства Республики Хакасия от 26 июля 2011 года N 471 "Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора для предоставления в 2011 году грантов (субсидий) на создание и развитие бизнеса начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства").
Как указывалось выше, в силу положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия и порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также условия их возврата Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В подразделе 5.1 раздела 5 Программы установлены условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе указано, что субсидирование осуществляется на безвозвратной основе в установленном законодательством порядке на основании заключенного договора.
Пунктом 3.6 Порядка, разработанного в целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ и Программы, установлено, что Министерство экономики Республики Хакасия в течение пяти дней после принятия решения Комиссией письменно уведомляет заявителя о принятом решении. С заявителем, прошедшим конкурсный отбор и признанным победителем, Министерство в течение 10 дней с даты подписания протокола заключает договор о предоставлении гранта, который должен содержать требования к ежеквартальной отчетности о целевом использовании гранта. Разделом 4 Порядка, положений которого приведены выше, установлен порядок возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нормативными правовыми актами Республики Хакасия закреплена договорная основа субсидирования. Следовательно, заключение договора о предоставлении субсидий является одним из условий их предоставления, а отношения, связанные с предоставлением субсидий в Республике Хакасия, регулируются как нормами бюджетного законодательства, так и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, общество, заключив договор о предоставлении гранта от 03 ноября 2011 года N 050-57-дг, обязалось, в том числе, возвратить на основании решения Министерства экономики Республики Хакасия средства гранта в случае установления факта нарушения условий предоставления гранта и условий, установленных Договором (пункт 2.2.6 Договора).
Пунктом 5.3 Договора в качестве меры ответственности прямо предусмотрено, что Министерство экономики Республики Хакасия принимает решение о возврате гранта в случае непредставления в срок отчётов, предусмотренных Договором.
Факт непредставления обществом отчетов за 3 и 4 кварталы 2012 года в установленный Договором срок подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Следовательно, заявленное Министерством экономики требование о возврате бюджетных средств в сумме 300 000 рублей, полученных по Договору, является обоснованным.
При оценке обоснованности заявленного требования суд апелляционной инстанции учитывает также следующие обстоятельства.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Таким образом, при рассмотрении данного спорта по существу, суду надлежало не только оценить доводы истца и ответчика о правомерности (неправомерности) требования возврата субсидий, предоставленных Министерством финансов обществу по договору от 03 ноября 2011 года N 050-57-дг, но и установить были ли иные законные основания, установленные требованиями действующего законодательства, для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку ООО "Эксперт" предоставило Министерству экономики недостоверные сведения, касающиеся трудоустройства работников и выплаты им заработной платы, то в соответствии с требованиями Порядка грант (субсидии) подлежал возвращению. Данный вывод основан на следующих фактических обстоятельствах.
Как указывалось выше, общество в соответствии с Договором обязалось обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, а именно: создание новых рабочих мест в количестве 7 единиц и выплату заработной платы сотрудникам в размере не ниже установленного в республике прожиточного минимума.
В соответствии с пунктом 5.2 бизнес-проекта общества заработная плата в месяц на одного сотрудника предусмотрена в размере 15 000 рублей.
В представленном в ходе рассмотрения дела отчете от 18 сентября 2013 года общество указало, что условия Договора им выполнены: создано 7 рабочих мест; обеспечена выплата заработной платы в размере не ниже установленного в республике прожиточного минимума, среднемесячная зарплата составила 15 000 рублей.
В подтверждение данных сведений обществом представлены:
- приказ о приеме на работу Гордеевой О.А. от 01.10.2011 с окладом 5500 рублей;
- приказ о приеме на работу Таракановой Ю.В. от 17.07.2012 с окладом 4611 рублей и надбавкой 1 383 рубля 30 копеек;
- приказ о приеме на работу Черноусовой Н.А. от 13.02.2012 с окладом 5500 рублей;
- приказ о приеме на работу Ханиной Ю.В. от 03.05.2012 с окладом 4611 рублей;
- приказ о приеме на работу Юговой Т.Н. от 27.06.2011 с окладом 5500 рублей;
- приказ о приеме на работу Денисовой О.Г. от 03.04.2012 с окладом 4611 рублей;
- приказ о приеме на работу Димаковой Н.Н. от 05.03.2012 с окладом 4611 рублей;
Кроме того к отчетам от 22 января 2012 года и от 20 апреля 2012 года обществом приложены:
- трудовой договор с Гордеевой О.А. от 01.10.2011 с установленной заработной платой 5500 рублей;
- трудовой договор с Юговой Т.Н. от 27.06.2011 с установленным должностным окладом 5500 рублей в месяц, выплатой премии в размере 25% от прибыли по итогам деятельности за квартал;
- трудовой договор с Черноусовой Н.А. от 13.02.2012 с установленной заработной платой 5500 рублей;
- трудовой договор с Димаковой Н.Н. от 05.03.2012 с установленной заработной платой 4611 рублей.
Постановлениями Правительства Республики Хакасия от 3 августа 2011 года N 494, от 10 ноября 2011 года N 752, от 16 февраля 2012 года N 91 установлены величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Хакасия за II, III, IV кварталы 2011 года, в соответствии с которыми величина прожиточного минимума в Республике Хакасия за II квартал 2011 года составила в расчете на душу населения - 6146 рублей, для трудоспособного населения - 6505 рублей; за III квартал 2011 года - в расчете на душу населения - 5988 рублей, для трудоспособного населения - 6343 рубля; за IV квартал 2011 года - в расчете на душу населения - 5895 рублей, для трудоспособного населения - 6237 рублей.
Постановлениями Правительства Республики Хакасия от 16 мая 2012 года N 301, от 7 августа 2012 года N 515, от 16 ноября 2012 года N 769 установлены величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Хакасия за I, II, III кварталы 2012 года, в соответствии с которыми величина прожиточного минимума в Республике Хакасия за I квартал 2012 года составила в расчете на душу населения - 6009 рублей, для трудоспособного населения - 6380 рублей; за II квартал 2012 года - в расчете на душу населения - 6042 рубля, для трудоспособного населения - 6418 рублей; за III квартал 2012 года - в расчете на душу населения - 6341 рубль, для трудоспособного населения - 6757 рублей.
В силу статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из представленных в материалы дела приказов о приеме на работу и трудовых договоров следует, что заработная плата сотрудников общества была установлена ниже прожиточного минимума в республике, а сведения по реализации бизнес-проекта, предусматривающие установление заработной платы сотрудникам в размере 15 000 рублей ответчиком в материалы дела не представлены.
Кроме того, согласно бизнес-проекту общество должно было принять на работу 1 сотрудника на должность руководителя, 5 сотрудников на должность бухгалтеров-консультантов и 1 сотрудника - программистом.
Вместе с тем из приложенных к отчету общества от 18.09.2013 копий приказов о приеме на работу усматривается, что вместо 5 бухгалтеров ответчиком принято только 3, Димакова Н.Н. 05.03.2012 принята оператором на общественные работы, а Денисова О.Г. 03.04.2012 - разнорабочим.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что ООО "Эксперт" (получатель гранта) предоставил Министерству экономики недостоверные сведения, что, в свою очередь, в силу раздела 4 Порядка является основанием для прекращения оказания государственной поддержки и расторжения договора о предоставлении гранта в одностороннем порядке.
Довод ООО "Эксперт" о недоказанности нецелевого использования денежных средств, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не исключает вышеизложенных выводов о наличии оснований для удовлетворения требований Министерства экономики.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 октября 2013 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба административного органа - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы (ООО "Эксперт").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 октября 2013 года по делу N А74-3606/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3606/2013
Истец: Министерство экономики Республики Хакасия
Ответчик: ООО "Эксперт"
Третье лицо: Министерство финансов РХ