г. Пермь |
|
26 февраля 2014 г. |
Дело N А71-8051/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истца ООО "Сарапульский междугородний транстрот" (ИНН 1838011468, ОГРН 1121838001977) - не явились,
от ответчиков 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), 2) Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ИНН 1831041689, ОГРН 1021801162866) - не явились,
от третьих лиц 1) Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, 2) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 декабря 2013 года
по делу N А71-8051/2013
принятое судьей С.Ю. Бакулевым
по иску ООО "Сарапульский междугородний транстрот"
к 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 2) Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
третьи лица: 1) Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, 2) Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики
о взыскании 179396 руб. убытков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сарапульский междугородный транспорт" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании убытков за период с ноября 2012 года по декабрь 2012 года в размере 137 996 рублей, из которых 136 350 руб. - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и 1 646 рублей - с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.12.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что Российская Федерация в законе о федеральном бюджете устанавливает сумму бюджетных средств, направляемых субъекту РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, что включает в себя и компенсацию расходов субъекта РФ на возмещение выпадающих доходов транспортных организаций, связанных с предоставлением проезда по СПБ; в 2012 году для Удмуртской Республики в качестве дотаций были предусмотрены средства на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 1 518 133,3 тыс. рублей и 217 198 тыс. р. по КБК по обеспечению сбалансированности бюджетов; к распределению указанных средств Министерство финансов РФ отношения не имеет, средства распределяются финансовыми органами Удмуртской Республики; с 01 января 2010 года Постановлением Правительства УР от 24.05.2010 N 172 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Удмуртской Республики и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Удмуртской Республики" внесены изменения в Постановление N170, устанавливающие компенсацию выпадающих доходов транспортных организаций, осуществляющих перевозки по СПБ, в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год; финансирование каких - либо обязательств Удмуртской Республики по Постановлению N170 из федерального бюджета исключено; по платежному поручению Минсоцзащиты перечислило по договору N 607 денежные средства в размере 177 004 руб. без разделения на федеральный и региональный бюджет.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19 ноября 2012 года между истцом и Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики заключен договор N 607, предметом которого является обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 2.2. договора возмещение расходов Транспортной организации, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике".
Согласно п. 3.1.1. договора транспортная организация предоставляет в полной мере транспортные услуги отдельным категориям граждан на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету.
Согласно п. 3.1.3. договора транспортная организация обеспечивает учет продажи социальных проездных билетов раздельно по отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской республики.
Согласно п. 3.2.1. договора министерство возмещает транспортной организации расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с распределением сумм в обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
Обязательства по предоставлению в 2012 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств федерального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения истец выполнил в полном объеме, оказал транспортные услуги на общую сумму 136 350 руб., что подтверждается сводными актами сверки за период с 01 ноября 2012 года по 31 декабря 2012 года, представленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики ходатайства и распределением средств бюджета УР, связанных с возмещением выпадающих доходов от предоставления бесплатного проезда отдельным категориям граждан за ноябрь-декабрь 2012 год.
По утверждению истца, Министерством стоимость оказанных транспортных услуг не оплачена, в связи с чем, задолженность Российской Федерации составила 136 350 руб.
Обязательства по предоставлению в 2012 году права проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств регионального бюджета на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения истец выполнил в полном объеме, оказал транспортные услуги на общую сумму 178 650 руб., что подтверждается сводными актами сверки за период с 01 ноября 2012 года по 31 декабря 2012 года, представленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики ходатайства и распределением средств бюджета УР, связанных с возмещением выпадающих доходов от предоставления бесплатного проезда отдельным категориям граждан за ноябрь-декабрь 2012 год.
Министерством стоимость оказанных транспортных услуг оплачена частично в сумме 177 004 руб., в связи с чем, задолженность Удмуртской Республики составила 1646 руб.
Указанные обстоятельства послужили истцу, основанием для обращения в суд с иском о взыскании 137 996 руб. убытков.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что наличие и размер убытков подтверждены материалами дела.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Российская Федерация в законе о федеральном бюджете устанавливает сумму бюджетных средств, направляемых субъекту РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, что включает в себя и компенсацию расходов субъекта РФ на возмещение выпадающих доходов транспортных организаций, связанных с предоставлением проезда по СПБ; в 2012 году для Удмуртской Республики в качестве дотаций были предусмотрены средства на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 1 518 133,3 тыс. рублей и 217 198 тыс. р. по КБК по обеспечению сбалансированности бюджетов; к распределению указанных средств Министерство финансов РФ отношения не имеет, средства распределяются финансовыми органами Удмуртской Республики; с 01 января 2010 года Постановлением Правительства УР от 24.05.2010 N 172 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Удмуртской Республики и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Удмуртской Республики" внесены изменения в Постановление N170, устанавливающие компенсацию выпадающих доходов транспортных организаций, осуществляющих перевозки по СПБ, в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год; финансирование каких-либо обязательств Удмуртской Республики по Постановлению N170 из федерального бюджета исключено; по платежному поручению Минсоцзащиты перечислило по договору N 607 денежные средства в размере 177 004 руб. без разделения на федеральный и региональный бюджет.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В силу пунктов 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Данной нормой права установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан и заменены денежной компенсацией.
Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", государством на субъект Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, при этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключало доплаты разницы за счет средств Российской Федерации (данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2992/09).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 2992/09 указано, что Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер.
Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации".
На территории Удмуртской Республики в целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005 г. N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике". Полномочиями по осуществлению возмещения выпадающих доходов предприятиям автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов возложены на Министерство социальной защиты Удмуртской Республики.
Порядок возмещения утвержден Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 г. N 183-р "Положение о порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов" (далее - Положение).
Согласно п.3 Положения организации транспорта ведут раздельный учет продажи социальных проездных билетов гражданам, включенным в федеральный и региональные регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.
Соответственно расходы по обеспечению равной транспортной доступности льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств федерального бюджета, и включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств местного бюджета.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера платы, не полученной от льготных категорий пассажиров, и их количества, возможно использование расчетного метода.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.
Невыполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, вызванное неправомерным бездействием государственного органа, в данном случае неисполнением обязательств федерального бюджета, стало причиной убытков истца.
Согласно ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что Российская Федерация, установив в федеральных законах льготы для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным организациям расходы по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Доказательств возмещения ответчиком понесенных расходов в связи с предоставлением истцом льготного проезда материалы дела не содержат, тогда как, перевозчик имеет право на компенсацию расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан.
Расчет суммы убытков проверен судом первой инстанции, и признан верным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются по вышеуказанным основаниям, как не соответствующие нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что по платежному поручению Минсоцзащиты перечислило по договору N 607 денежные средства в размере 177 004 руб. без разделения на федеральный и региональный бюджет, не принимается, так как из отзыва Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, а также материалов дела, следует, что указанные денежные средства были выделены из бюджета Удмуртской Республики, в связи с чем правомерно судом первой инстанции учтены в полном объеме при расчете убытков за счет казны Удмуртской Республики.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 декабря 2013 года по делу N А71-8051/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8051/2013
Истец: ООО "Сарапульский маршрутный транспорт", ООО "Сарапульский междугородний транстрот"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики