г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А21-4227/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И., при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное)
к Муниципальному автономному учреждению города Калининграда средняя общеобразовательная школа N 24 о взыскании финансовых санкций
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) (место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. 9 Апреля, 32А, ОГРН 1023900588690) (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда Средняя общеобразовательная школа N 24 (место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. Пионерская, 9, ОГРН 1023901006634) (далее - Учреждение, ответчик) штрафа в сумме 54 973 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 3 квартал 2012 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 22.07.2013 требования заявителя удовлетворены в заявленном размере.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд не известил ответчика о принятии заявления УПФ РФ в г. Калининграде к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства надлежащим образом, соответствующее определение суда Учреждение не получало.
Определением от 16.01.2014 суд апелляционной инстанции, установив, безусловные основания для отмены решения суда в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения спора по существу в их отсутствии.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено, что 20.12.2012 Управлением по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 22.11.2012 было вынесено решение N 2252/01.
Указанным решением Учреждение привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования": в виде штрафа в размере 54 973 руб. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В решении установлено, что при установленной законодательством дате представления индивидуальных сведений за 3 квартал 2012 года - до 15.11.2012 сведения представлены Учреждением - 21.11.2012.
На основании указанного решения Управление направило в адрес Учреждения требование от 25.01.2013 N 2252/01 об уплате суммы штрафа в срок до 25.02.2013.
Поскольку в установленный требованием срок штраф страхователем не уплачен, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указанные в данном пункте сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) и о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц страхователь представляет ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу статьи 14 Закона N 167-ФЗ, статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения и документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ.
В данном случае факт несвоевременного представления Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 3 квартал 2012 года подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Следовательно, Управление правомерно привлекло Учреждение к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ обоснованно. Размер штрафа в сумме 54 973 руб. определен органом Пенсионного фонда правильно
Нарушений процедуры привлечения Учреждения к ответственности Управлением не допущено.
Между тем, Учреждение, ссылаясь на незначительный пропуск срока, установленного законодательством для представления индивидуальных сведений, ходатайствовало о снижении размера взыскиваемого штрафа.
Частью четвертой пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Согласно части 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Соответственно, данной нормой установлен открытый перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими ответственность за совершение правонарушения.
В силу пункта 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из указанных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства в силу прямого указания закона.
В данном случае из решения Управления следует, что при его вынесении обстоятельства, смягчающие ответственность Учреждения за совершение правонарушения, не устанавливались.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае смягчающие ответственность Учреждения обстоятельства имелись и подлежали учету Управлением при вынесении решения о привлечении к ответственности.
Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, материального положения нарушителя и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания, руководствуясь при этом принципами справедливости и соразмерности.
Апелляционная инстанция, исследовав обстоятельства совершенного Учреждением правонарушения, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришла к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств. Учреждение сведения индивидуального (персонифицированного) учета в Фонд представило, просрочка составила фактически один день и была вызвана сбоем на сервере, наличие каких-либо негативных последствий из-за указанной просрочки из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции в пределах предоставленной ему Законом N 212-ФЗ компетенции и с учетом принципа справедливости считает возможным уменьшить размер наложенной на ответчика финансовой санкции до 10 000 руб., в связи с чем, заявление Управления о взыскании с ответчика штрафных санкций подлежит удовлетворению в размере 10 000 руб.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.
В данном случае суд апелляционной инстанции, исходя из имущественного положения ответчика, считает возможным уменьшить сумму госпошлины по иску до 100 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2013 по делу N А21-4227/2013 отменить.
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда Средняя общеобразовательная школа N 24 (место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. Пионерская, 9, ОГРН 1023901006634) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) (место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. 9 Апреля, 32А, ОГРН 1023900588690) 10 000 руб. штрафных санкций.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда Средняя общеобразовательная школа N 24 (место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. Пионерская, 9, ОГРН 1023901006634) в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 100 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4227/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Калининграде (межрайонное), УПФР по г. Калининграду
Ответчик: МАОУ г. Калининграда СОШ N24, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Калининграда средняя общеобразовательная школа N 24