г. Ессентуки |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А22-1846/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2013 по делу N А22-1846/2013 (судья Хазикова В.Н.) по иску Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Калмыкия Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия (ИНН 0814111623, ОГРН 1040866718903),
о понуждении возвратить плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 13036, 33 руб.,
с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Оконова У.С. по доверенности N 1 от 31.01.2014 и Дорджиева Д.В. по доверенности N 3 от 10.02.2014,
в отсутствие представителя Национального банка Республики Калмыкия.
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Калмыкия (далее - Банк России, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия (далее-Управление Росприроднадзора по РК, ответчик) о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 13036, 33 рублей как неосновательно полученные денежные средства.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2013 по делу N А22-1846/2013 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия возвратить Центральному банку Российской Федерации в лице Национального банка Республики Калмыкия Центрального банка Российской Федерации плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 гг. в размере 13036 руб. 33 коп. Судебный акт мотивирован тем, что _
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 09.12.2013 по делу N А22-1846/2013, Управление Росприроднадзора по РК обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с собственника отходов.
Определением от 21.01.2014 жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 17.02.2014.
В судебном заседании представители Управления Росприроднадзора по РК доводы апелляционной жалобы поддержали, просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Центрального Банка РФ в лице Национального банка Республики Калмыкия, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, от представителя поступил отзыв на жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2013 по делу N А22-1846/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Центральный Банк РФ в лице Национального Банка Республики Калмыкия перечислило Управлению Росприроднадзора по РК плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год 4 707 рублей 68 копеек, за 2011 год 4 205 рублей 27 копеек, за 2012 год 4 123 руб. 38 коп, в общей сумме 13 036 рублей 33 копейки (том 1, л.д. 16).
Национальный Банк обратился в Управление Росприроднадзора с заявлением от 08.02.2013 N 5-3-17/484 о возврате излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не осуществляет деятельности по размещению отходов (том 1, л.д. 12-13).
Письмом от 18.07.2013 N 10-4/1585 Управление Росприроднадзора отказало Банку в возврате заявленной суммы, сославшись на то, что она не является излишне уплаченной (том 1, л.д. 114-115).
Национальный Банк, считая отказ в возврате излишне уплаченных платежей незаконным, обратился в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
В силу статьи 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие посредством хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона ото 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Закон об охране окружающей среды определяет круг плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду как субъектов, хозяйственная и иная деятельность которых сопряжена с образованием отходов, и субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в виде оказания услуг по размещению отходов производства и потребления.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О, по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона РФ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.
Судом первой инстанции установлено, что в процессе осуществления Банком России в лице Национального банка Республики Калмыкия ЦБ РФ своей деятельности образуются отходы (бытовых помещений несортированный, пищевые отходы, мусор от уборки территорий, другие твердые бытовые отходы 4 и 5 класса опасности), которые временно складируются в контейнерах на специальных площадках, затем эти отходы транспортируются специализированными организациями для их дальнейшего обезвреживания, размещения на основании договоров на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 24.02.2009 N 8-70/15 и от 01.08.2011 N 8-70/287 с муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство".
Доказательства осуществления Национальным Банком РК специализированной деятельности по размещению отходов или оказания им в процессе осуществляемой деятельности какого-либо иного вредного воздействия на окружающую среду по смыслу Закона об охране окружающей среды и Закона об отходах Управление Росприроднадзора не представило.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку Банк не осуществляет деятельность, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия в соответствии с указанными выше законами, следовательно, не является лицом, обязанным осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а поэтому произведенные Банком в период с 2010 по 2012 год платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются излишне уплаченными и подлежащим возврату, тем самым заявленные Банком требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы Управления Росприроднадзора о том, что закон не ставит обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в зависимость от осуществления какой-либо специализированной деятельности; что общество как собственник отходов, размещаемых на полигоне, должно нести бремя их содержания, правомерно отклонены судом первой инстанции как противоречащие действующему законодательству и сложившейся практике по рассмотрению аналогичных споров.
Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в сфере обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2011 N 103 "О наделении полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов" Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджета (утратил силу с 01.01.2012 г.).
С 01.01.2012 Приказом Росприроднадзора от 22.02.2012 N 64 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов" Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджета (п.4 Приказа).
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно Федеральным законам от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов") и от 13.12.2010 N357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Суд первой инстанции, принимая во внимание положения Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона ФЗ "Об отходах производства и потребления", Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632, Приказа Росприроднадзора от 22.02.2012 N 64 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов", правомерно возложил обязанности о возврате уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010-2012 годы в размере 13036 руб. 33 коп. на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республики Калмыкия.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Управления Росприроднадзора по Республики Калмыкия со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, поскольку из указанного Постановления применительно к такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, следует, что действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа - организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 20.06.2013 N ВАС-7020/13 и от 03.06.2013 N ВАС-7140/13
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, позволяющих сделать вывод об обязанности Банка вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов, Управлением Росприроднадзора в материалы дела не представлено.
Не представлено таких доказательств и суду апелляционной инстанции.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора в пределах заявленных требований, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которыми суд апелляционной инстанции согласен.
Других доказательств в обоснование апелляционной жалобы ответчиком суду апелляционной инстанции не представлено, поэтому доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению на основании вышеизложенного и за необоснованностью.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной инстанции несостоятельными и подлежащими отклонения в связи с тем, что основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2013 по делу N А22-1846/2013 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, поэтому решение надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2013 по делу N А22-1846/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Казаковой Г.В. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1846/2013
Истец: ЦБ РФ в лице Национального банка Республики Калмыкия, Центральный банк РФ в лице Национального банка Республики Калмыкия
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Республике Калмыкия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия