г. Москва |
|
21 февраля 2014 г. |
Дело N А40-103263/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Коротковым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛАРС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 по делу N А40-103263/2013, принятое судьей Л.А. Дранко (79-593),
по заявлению ООО "ЛАРС" (ОГРН 1117746340062, 127411, г. Москва, ул. Яхромская, д. 3/5)
к Департаменту торговли и услуг г. Москвы
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен, |
от ответчика: |
Литвинова Ю.А. по дов. от 28.02.2011, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛАРС" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента торговли и услуг города Москвы (Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) от 04.07.2013 N 23-01-16-935/Р об отказе в предоставлении обществу государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции". Заявитель также просил обязать Департамент устранить допущенные нарушения закона путем продления действия Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления не на месте покупки от 14.04.2010 в отношении ООО "ЛАРС".
Решением от 02.12.2013 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, полагая, что оспариваемое решение соответствует требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЛАРС" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на незаконность и необоснованность оспариваемого решения административного органа, а также на нарушение прав и законных интересов заявителя данным ненормативным актом.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ООО "ЛАРС", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заинтересованного лица, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.05.2013 в Департамент поступило заявление ООО "ЛАРС" о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на объект лицензирования "магазин" по адресу: Москва, Коровинское шоссе, д. 3, корп. 2.
При проведении проверки объекта лицензирования, Департамент установил:
- расстояние от входа N 1 в магазин до входа N 1 ГБОУ г. Москвы лицей N1594 составляет 56,6 м.;
- расстояние от входа N 1 в магазин до входа N 2 в ГБОУ г. Москвы лицей N1594 составляет более 100 м.;
- расстояние от входа N 1 в магазин до входа в Детскую городскую поликлинику N 86 (филиал N 2) составляет 95-м.;
- расстояние от входа N 2 в магазин до входа N 1 в ГБОУ г. Москвы лицей N1594 составляет более 100-м.;
- расстояние от входа N 2 в магазин до входа в Детскую городскую поликлинику N 86 (филиал N 2) составляет более 100-м.
Результаты проверки отражены в акте от 23.05.2013 с прилагаемыми к нему фототаблицами и планом-схемой.
Кроме того, Департаментом установлено, что оба входа ГБОУ г. Москвы лицей N 1594 используются для посещения учебных занятий обучающимися, что подтверждается ответом Департамента образования г.Москвы от 24.06.2013 N4-2165/3 (л.д.46).
Оба входа спорного объекта торговли "магазин" доступны для посещения (прохода покупателей), что подтверждается ответом Управы района Западное Дегунино от 28.06.2013 N 8-5-2037/13 (л.д. 45).
Департаментом 04.07.2013 принято решение N 23-01-16-935/Р об отказе в предоставлении ООО "ЛАРС" государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" в связи с несоответствием заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (пп. 6 п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; п. 2.21.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции"), а именно:
- нахождение объекта лицензирования в зоне запретов и ограничений (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", п. 2 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ЛАРС" в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, для подачи заявления в суд, заявителем соблюден.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Вопросы выдачи и продления срока действия лицензий на оборот алкогольной продукции регулируются ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В силу норм пп. 6 п. 9 ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является в том числе, несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2.21.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются нарушение заявителем требований статей 2, 11, 16, 19, 20, 25, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
в нестационарных торговых объектах;
несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
В соответствии с п. 2 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных, медицинских организациях, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
Пунктом 4 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП установлено, что расстояния, установленные пунктами 2 и 3. определяются от входных дверей для посетителей предприятий розничной торговли или общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей для посетителей предприятий, перечисленных в пунктах 2 и 3. Расстояние измеряется по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии - по обочинам, краям проезжих частей), аллеям, пешеходным переходам (подземным и надземным).
Согласно п. 5 приложения 2 к указанному постановлению в случае, если детские, медицинские, образовательные организации включают в себя также огороженный земельный участок, расстояния, установленные пунктами 2 и 3 приложения 2 к постановлению N 1069-ПП, определяются от входных дверей для посетителей предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до ближайшего входа для посетителей на территорию огороженного земельного участка.
В соответствии с п. 4.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Произведенные Департаментом замеры расстояний заявителем не оспариваются.
Поскольку объект по указанному адресу не соответствует требованиям названного Федерального закона Департаментом обоснованно принято оспариваемое решение об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на объект лицензирования, принадлежащий обществу, в связи с несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Довод подателя апелляционной жалобы, что вход N 2 в магазин общества не используется, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из ответа Управы района Западное Дегунино от 28.06.2013 N 8-5-2037/13 усматривается, что оба входа спорного объекта торговли "магазин" доступны для посещения (прохода покупателей).
Оснований сомневаться в документе, подписанным должностным лицом Управы района Западное Дегунино у судебной коллегии не имеется.
Соответствующее требованиям действующего законодательства решение Департамента не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 по делу N А40-103263/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103263/2013
Истец: ООО "ЛАРС"
Ответчик: Департамент торговли и услуг г. Москвы