город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А32-30233/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаовым Т.Д.,
при участии:
от истца: представитель Маковейчук Е.И. (доверенность от 24.12.2013),
от ответчика: представитель Логвиненко Л.П. (доверенность от 24.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу N А32-30233/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
принятое судьей Миргородской О.П.,
по иску открытого акционерного обществ "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295/ ИНН 7708503727),
к обществу с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ" (ОГРН 1082311003610/ ИНН 2311108547),
о взыскании 237360 руб.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Атлант" о взыскании 237360 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 в иске отказано.
ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013, принять по делу новы судебный акт об удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что поданные грузоотправителем заявки не были выполнены из-за отсутствия предусмотренных в заявке собственных либо арендованных вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации с которой у грузоотправителя заключен договор на предоставление таких вагонов, что отражено в учетных карточках. В учетных карточках причиной неисполнения заявок на перевозку грузов указан код "406", а в заявках на подачу вагонов согласован подвижной состав принадлежности "С". Выводы суда первой инстанции о том, что причиной невыполнения заявок стали действия железной дороги, не обеспечившей своевременную подачу вагонов в рамках договора N 569/5/52 неправомерны. Из содержания указанного договора следует, что обеспечение подвижным составом и осуществление погрузки груза являлись обязанностями грузоотправителя, а не перевозчика. Поскольку взаимоотношения сторон в рамках неисполнения согласованных заявок на перевозку грузов и в рамках нарушения исполнителем обязательств по договору имеют различную правовую квалификацию, при установлении факта нарушения железной дорогой обязательств, вытекающих из договора, общество не лишено возможности выбрать надлежащий способ защиты с учетом допущенных исполнителем нарушений.
ООО "Атлант" в отзыве апелляционную жалобу не признало.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, исковые требования удовлетворить.
Представитель ООО "Атлант" апелляционную жалобу не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "АТЛАНТ" (грузоотправитель) в адрес ОАО "РЖД" (перевозчик) были поданы заявки формы ГУ-12 N N 0021529316, 0021529349, 0021687770, 0021687785, 0021668278, 0021687733, 0021687036, 0021687800 на перевозку строительных грузов.
В соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее УЖТ РФ) для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.
Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (ст. 12 УЖТ РФ).
Пунктом 8 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утверждены, приказом МПС РФ от 16.06.2003 г. N 21) установлено, что за достоверность сведений, внесенных в заявку на перевозку грузов, несет ответственность грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку грузов. Согласно Приложению N 2 к Правилам приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом заявку на перевозку грузов заполняет грузоотправитель.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ от 16.06.2003 г. N 20) учет выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется в учетной карточке формы ГУ-1, оформленной представителем перевозчика.
Статьей 94 УЖТ РФ предусмотрено, что основаниями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются: неиспользование поданных вагонов, контейнеров; неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон; отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров; отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.
Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение принятой заявки в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах в виде штрафа 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Данные, содержащиеся в учетных карточках формы ГУ-1 N N 0021529316, 0021529349, 0021687770, 0021687785, 0021668278, 0021687733, 0021687036, 0021687800 подписанных обеими сторонами без разногласий, являются основанием для определения ответственности ООО "АТЛАНТ" за невыполнение принятых заявок в общей сумме 237 360 рублей.
В графе 22 данных учетных карточек формы указан код 406 невыполнения заявки - отсутствие предусмотренных в заявке собственных или арендованных вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор на представление таких вагонов, контейнеров.
В пункте 1 статьи 794 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно статье 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.
В соответствии со статьей 12 Устава форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 5.8 Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 16.0.62003 N 20 в графе 22 учетной карточки указываются коды соответствующих обстоятельств невыполнения заявки и количество не погруженных вагонов, контейнеров по зависящей от грузоотправителя причине, в том числе, возникших при обслуживании грузоотправителей локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В учетных карточках, на основании которых начислена сумма штрафа, проставлен код невыполнения заявки "406" - отсутствие предусмотренных в заявке собственных или арендованных вагонов, по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор на предоставление вагонов.
В статье 94 Устава предусмотрено, что основанием для возникновения ответственности перевозчика за невыполнение принятой заявки является неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время или подача под погрузку вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозок грузов. Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность за невыполнение принятой заявки в виде штрафа в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза.
В заявках ГУ-12 на предоставление вагонов в разделе примечание указано, что это вагоны ВСП (вагон собственный привлеченный).
В соответствии со статьей 11 Федерального Закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" от 10.01.2003 г., перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании принятой перевозчиком к исполнению (согласованной) заявки на перевозку грузов. Заявка представляется с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, сведений. Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 16.06.2003 г. N 21, установлен порядок заполнения заявки на перевозку грузов. Согласно данным правилам при заполнении заявки в графе "Принадлежность" указывается признак принадлежности вагона, контейнера: "П", "С", "А".
Согласно статье 117 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки вследствие неподачи под погрузку не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами.
Исходя из смысла приведенной нормы, перевозчик несет ответственность за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки, за исключением случаев, если неподача вагонов, контейнеров была допущена по вине грузоотправителя или организации, с которой грузоотправитель связан договором, регламентирующим обеспечение вагонами.
Такой организацией в данном случае является ОАО "Российские железные дороги", то есть перевозчик, которое в рамках договора N 569/5/52 от 23.12.2011 обязалось оказывать услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего собственнику на праве собственности или на праве аренды.
Из условий заключенного между сторонами договора следует, что агентом и перевозчиком по договору N 569/5/52 от 23.12.2011 в рамках сложившихся между сторонами правоотношений является ОАО "Российские железные дороги".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.12.2011 г. N 1051 "О порядке привлечения ОАО "РЖД" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе", установлено, что использование привлеченных вагонов на территории РФ для перевозок грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особого порядка ценообразования, предусмотренного п.3 настоящего постановления.
Как следует из материалов дела, заявки на подачу подвижного состава согласованы сторонами, следовательно, заявка грузоотправителя согласована перевозчиком, из чего возникает обязанность последнего по подаче подвижного состава, что не было исполнено ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского ТЦФТО.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу N А32-30233/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного обществ "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295/ ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 229, частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30233/2013
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги
Ответчик: ООО "АТЛАНТ"