г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А42-7142/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-747/2014) Правительства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.11.2013 по делу N А42-7142/2013 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску Ильяша Сергея Александровича
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений г. Мурманска, 2) Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Ильяш Сергей Александрович, (место жительства город Санкт-Петербург) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (местонахождение: город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1, ОГРН 1027700485757) об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003043:32, площадью 1617кв.м, расположенного по адресу: г.Мурманск, Ленинский административный округ, улица Челюскинцев в размере 2367000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет имущественных отношений города Мурманска и Правительство Мурманской области.
Решением от 25.11.2013 г. суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003043:32, площадью 1617кв.м., расположенного по адресу: город Мурманск, Ленинский административный округ, улица Челюскинцев в размере рыночной стоимости 2367000 рублей.
Правительство Мурманской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. Правительство полагает, что в удовлетворении иска надлежит отказать, ссылаясь на то, что истец арендатор земельного участка вправе проводить оценку рыночной стоимости земель, находящихся в государственной собственности только в случае предоставления арендатору таких полномочий собственником земельного участка. Поскольку собственник земельного участка не наделял истца правом на проведение рыночной оценки стоимости земельного участка, Правительство считает отчет Общества "Профессиональная оценка" от 01.09.2013 г. N 75/8-13 ненадлежащим доказательством. Также Правительство считает обязательным условием определения рыночной стоимости наличие публичной оферты.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, Ильяш С.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003043:32, площадью 1617кв.м, расположенного по адресу: г.Мурманск, Ленинский административный округ, улица Челюскинцев по договору аренды от 08.02.2012 г. N 10825.
На основании постановления Правительства Мурманской области от 28.08.2012 г. N 425-ПП в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 26115342 руб. 33 коп. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011 года.
По заказу Ильяш С.А. Обществом "Профессиональная оценка" проведена оценка рыночной стоимости данного земельного участка; в соответствии с отчетом указанной организации от 01.09.2013 г. N 75/8-13 и положительным экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 01.10.2013 г. N 1550/2013-22 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 2367000 рублей.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Ильяш С.А. ссылается на то, что действительная рыночная стоимость земельного участка значительно ниже кадастровой стоимости, что нарушает его права.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как верно указал суд первой инстанции, к спорным правоотношениям вышеуказанные нормы неприменимы и Учреждение воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом изложенного довод Правительства о том, что истец, являющийся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества, отклоняется апелляционным судом.
Величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете от 01.09.2013 г. N 75/8-13, не оспорена, рыночная стоимость земельного участка определена на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, оценив указанный отчет в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что отчет соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиями ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности РОО.
Таким образом, суд правомерно принял решение об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003043:32 в соответствии с вышеуказанным отчетом.
Поскольку судом не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.11.2013 г. по делу N А42-7142/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7142/2013
Истец: Ильяш Сергей Александрович
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области