г. Санкт-Петербург |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А26-3023/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Алтусарь К.В., паспорт, выписка из ЕГРЮЛ от 14.02.2014 N 1655,
от заинтересованного лица: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23254/2013) ООО "Экспоком" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2013 по делу А26-3023/2013 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению ООО "Экспоком"
к Администрации Петрозаводского городского округа
о признании решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экспоком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) об отказе в заключении договора аренды земельного участка.
Решением суда от 04.09.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) от 14.01.2009 N 9-р Обществу "Экспоком" было предварительно согласовано место размещения офисно-бытового здания по обслуживанию населения на земельном участке, расположенном в городе Петрозаводске в районе жилого дома N 24 по ул. Ключевой; утверждён акт выбора земельного участка. Согласно пункту 3 указанного распоряжения решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трёх лет.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 27.03.2009 N 799 утверждена схема расположения земельного участка из земель населённых пунктов в кадастровом квартале 10:01:17 01 04 по адресу: г. Петрозаводск в районе жилого дома N 24 по ул. Ключевая общей площадью 717 кв.м. для размещения объекта бытового обслуживания.
26.05.2009 по заявлению Общества Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия (далее - Филиал) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98, расположенном в районе N 24 по ул. Ключевой, в связи с его образованием из земель, находящихся в государственной собственности.
02.07.2009 Министерством издано распоряжение за N 774-р о предоставлении ООО "Экспоком" из земель населённых пунктов земельного участка с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98 площадью 717 кв.м. по улице Ключевая в г. Петрозаводске Республики Карелия для строительства офисно-бытового здания по обслуживанию населения.
08.07.2009 между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 9433 аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98 площадью 717 кв.м., расположенного на улице Ключевая в г. Петрозаводске Республики Карелия, сроком действия по 01.07.2012.
В связи с принятием Закона Республики Карелия от 28.06.2010 N 1397-ЗРК "О признании утратившим силу Закона Республики Карелия "О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена" полномочия по распоряжению указанными земельными участками с 19.07.2010 перешли к Администрации Петрозаводского городского округа.
30.08.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о перезаключении договора N 9433 аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98 для завершения проектных работ и получения разрешения на строительство.
Письмом от 28.09.2012 Администрация уведомила Общество о том, что основания для перезаключения с ООО "Экспоком" договора аренды от 08.07.2009 отсутствуют, указанный договор аренды считается не вступившим в силу, поскольку он не зарегистрирован в установленном законом порядке; земельный участок с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98 снят с государственного кадастрового учёта и не может выступать объектом земельно-правовых отношений; вновь образованным земельным участком является участок с кадастровым номером 10:01:17 01 04:100. Доказательства направления Обществу данного письма ответчиком в материалы дела не представлены.
12.03.2013 Общество вновь обратилось в Администрацию с заявлением о перезаключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98.
В письме от 27.03.2013 Администрация указала на отсутствие оснований для перезаключения договора аренды земельного участка, сославшись на приведенные в письме от 28.09.2012 обстоятельства. Кроме того, ответчик разъяснил Обществу, что на основании решения Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 N 27/03-57 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах" предоставление земельных участков для размещения объектов бытового обслуживания осуществляется исключительно на торгах.
Полагая незаконным отказ Администрации в перезаключении договора аренды земельного участка, общество с ограниченной ответственностью "Экспоком" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального права, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Из материалов дела следует, что договор от 08.07.2009 N 9433 аренды земельного участка заключен на срок с 02.07.2009 по 01.07.2012 (три года). Общество в установленном порядке государственную регистрацию договора аренды от 08.07.2009 N 9433 не осуществило.
При таких обстоятельствах, указанный договор является незаключенным и не порождающим для сторон правовых последствий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Министерство в порядке, предусмотренном статьям статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, выдало Обществу акт выбора спорного земельного участка под размещение объекта, предварительно согласовало ему место размещения объекта на данном участке и вынесло распоряжение о предоставлении этого участка Обществу в аренду для строительства.
Срок действия предварительного согласования Обществу места размещения офисно-бытового здания по обслуживанию населения в районе жилого дома N 24 по ул. Ключевой истёк 14.01.2012, то есть до обращения с заявлением в Администрацию, следовательно, не может являться основанием для заключения договора аренды.
Кроме того, согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о постановке на учёт образованного объекта недвижимости носят временный характер, такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учёт земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды) такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно указанной норме земельный участок с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98 имел статус "временный", поскольку являлся вновь образованным. Поскольку в Филиал сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на земельный участок с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98 по истечении двух лет со дня постановки на кадастровый учёт не поступили, было принято решение N 1000/144/11-10310 "Об аннулировании сведений о земельном участке и исключении из государственного кадастра недвижимости".
Таким образом, на момент обращения Общества в Администрацию с заявлением от 30.08.2012N 9433 о продлении срока действия договора аренды от 08.07.2009 предмет данного договора (объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98) отсутствовал, что исключает возможность совершения в отношении него каких-либо действий.
Довод подателя жалобы о том, что регистрации договора аренды в установленном порядке воспрепятствовала ликвидация налоговым органом Общества в административном порядке, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Как видно из решения Арбитражного суда Республики Карелия от 06.08.2012 по делу N А26-5162/2012, запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении из реестра Общества, как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, внесена 16.11.2011. О совершении регистрирующим органом указанных действий Общество узнало в апреле 2012 года (на что также указано в решении суда), то есть за два месяца до истечения трёхгодичного срока действия договора аренды. Согласно пункту 4.2.18 договора аренды N 9433 от 08.07.2009 Общество было обязано в месячный срок после подписания договора осуществить его государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, доказательство государственной регистрации представить арендодателю в течение одной недели после её совершения. Не зарегистрировав договор аренды в указанный срок, Общество, обладавшее в тот период полной правоспособностью, тем самым нарушило условия договора.
Таким образом, приведённое заявителем обстоятельство не может свидетельствовать о невозможности выполнения обязанности по регистрации договора аренды. Наличие непреодолимых обстоятельств, препятствовавших регистрации договора аренды в установленном законом порядке в течение длительного периода времени (двух лет и десяти месяцев), из материалов дела не усматривается.
Кроме того суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие законных оснований для заключения с Обществом договора аренды в отношении вновь образованного и совпадающего по фактическому местоположению на местности земельного участка с кадастровым номером 10:01:17 01 04:100.
По правилам части 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный номер (кадастровый номер). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о кадастре кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости относятся к уникальным характеристикам объекта недвижимости.
На момент обращения Общества в Администрацию с заявлением от 30.08.2012 о продлении срока действия договора аренды N 9433 от 08.07.2009 предмет данного договора (объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 10:01:17 01 04:98) отсутствовал, а земельный участок с кадастровым номером 10:01:17 01 04:100 является иным объектом недвижимости.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3023/2013
Истец: ООО "Экспоком"
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастрвоая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия