г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2014 г. |
Дело N А21-8060/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Халиковой К.Н., при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27747/2013) ТСЖ "РОДИНА" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.11.2013 по делу N А21-8060/2013 (судья С.Н.Сычевская), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое по заявлению ТСЖ "РОДИНА"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по г. Калининграду
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
установил:
Товарищество собственников жилья "Родина" (ОГРН 1083925029176) (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России N 9 (далее - инспекция, заинтересованное лицо) N 373/15.1Ю от 09.09.2013.
Решением суда от 19.11.2013 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что вынесенное постановление является незаконным, поскольку товарищество не реализует коммунальные услуги.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, товарищество осуществляет управление многоквартирными домами на территории Московского района г.Калининграда, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, использующим помещения в этом доме, осуществляет иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
На основании поручения N 965 от 27.08.2013 была произведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", требований Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" ТСЖ "Родина" за период с 03.07.2013 по 19.08.2013.
В ходе данной проверки было установлено, что между организацией ТСЖ "Родина" и МУП РИВЦ "Симплекс" заключен договор от 27.01.2009 N 05/02/01/09, согласно которому последнее обязуется осуществлять расчеты, сбор и надлежащее перечисление ТСЖ "Родина" сумм платежей собственников за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги. Для данных целей МУП РИВЦ "Симплекс" имеет специальный банковский счет 40821810120010000014, являясь оператором по приему платежей - платежным агентом.
В соответствии с пунктом 3 части 16 статьи 4 закона 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента МУП РИВЦ "Симплекс" должно производиться списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика ТСЖ "Родина".
В связи с отсутствием специального банковского счета у ТСЖ "Родина", списание денежных средств происходит на расчетный счет организации в АКБ "Инвестбанк" (ОАО) расчетный счет 40703810000000098058, что подтверждается платежными поручениями N 20766 от 03.07.2013 на сумму 1218,85 рублей, N 22248 от 17.07.2013 на сумму 1220,39 рублей, N 22553 от 19.07.2013 на сумму 1841,72 рублей, N 23175 от 24.07.2013 на сумму 2479,20 рублей о перечислении МУП РИВЦ "Симплекс" денежных средств ТСЖ "Родина".
По состоянию на 16.08.2013 ТСЖ "Родина", специальных банковских счетов (начальные цифры счета 40821_ "Платежный агент, банковский платежный агент") не имеет. Согласно базе данных Межрайонной ИФНС России N 9 по городу Калининграду, ТСЖ "Родина" не имеет специальных банковских счетов в кредитных организациях, организация имеет только расчетные счета.
27.08.2013 инспекцией в отношении юридического лица ТСЖ "Родина" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
09.09.2013 инспекцией вынесено постановление N 373/15.1Ю по делу об административном правонарушении, которым, ТСЖ "Родина" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением инспекции, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности и законности вынесенного инспекцией постановления.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Состав указанной нормы является сложным, административная ответственность по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ наступает, в том числе за неиспользование платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В рассматриваемом случае объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является неиспользование Товариществом, являющимся поставщиком коммунальных услуг, специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей за жилые помещения и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 Закона N 103-ФЗ установлены, в том числе, следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Таким образом, деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Согласно части 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
В соответствии с частью 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Обязанность поставщика использовать специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей установлена частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ. При этом в соответствии с частями 19 и 20 вышеназванной статьи по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
Исходя из логического толкования вышеперечисленных норм, ТСЖ является поставщиком в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 103-ФЗ, как лицо, которое получает плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Податель жалобы полагает, что он не реализует коммунальные услуги, а только платит за предоставление коммунального ресурса от имени жильцов многоквартирного дома, что исключает привлечение к административной ответственности.
Однако из материалов дела усматривается, что в соответствии со счетами-извещениями за май-июнь 2013 года собственники квартир по ул.Великолукской д.N N 8, 10, 11 внесли плату за жилое помещение, а также за коммунальные услуги. В счетах-извещениях в графе "Поставщики жилищных и коммунальных услуг" перечислены: МУП "Калининградтеплосеть"; МУП КХ "Водоканал", а также ТСЖ "Родина". В платежных поручениях N 22248 от 27.07.2013 на сумму 1220,39, N22553 от 19.07.2013 на сумму 1841,72 руб., N 23175 от 24.07.2013 на сумму 2479,20 рублей о перечислении МУП РИВЦ "Симплекс" ТСЖ "Родина" в графе назначение платежа указано "Плат. За ЖКУ" за различные даты.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности либо на совместное использование имущества принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества нескольких жилых домов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Согласно п.6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора и не относятся к взносам и обязательным платежам собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных услуг в целях использования таких при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Статьями 36.1, 175-177 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен новый правовой институт - специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытый в кредитной организации.
В силу положений статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными Жилищного кодекса Российской Федерации. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. на использование средств фонда капитального ремонта. Контроль за использованием данных средств налоговые органы не осуществляют. Именно на этот специальный счет могут поступать взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ ред. от 23.07.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" со дня его вступления в силу прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ не допускаются.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии товариществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ТСЖ "Родина" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, наказание назначено заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с учетом характера и степени вины.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя отсутствуют, в связи с чем оснований для применения статьи 1.5 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.11.2013 по делу N А21-8060/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8060/2013
Истец: ТСЖ "РОДИНА"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 9 по г. Калининграду
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2842/14
01.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2842/14
25.02.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27747/13
19.11.2013 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8060/13