город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А32-18979/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 по делу N А32-18979/2013
по заявлению Департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар
к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления N 1.13/505-3/1-1 от 06.06.13 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления N 1.13/505-3/1-1 от 06.06.13 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Дело рассматривалось судом в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 30.08.13 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменённого ему в вину административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что департаментом не приняты меры по соблюдению норм, установленных действующим законодательством в области охраны окружающей среды, что и явилось основанием для привлечения его к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощённого производства.
Министерство и департамент, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей министерства и департамента.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.05.13 года в 17 часов 00 минут, при проведении планового выездного контрольного мероприятия департамента установлено: основными функциями департамента согласно Положению являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного общего, а также дополнительного образования на территории муниципального образования, организация отдыха детей в каникулярное время и др.
Департамент осуществляет деятельность и располагается на следующих площадках: 1). г. Краснодар. ул. Коммунаров. 150 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.11.2012 серия 23-АЛ N 264116): 2). г. Краснодар, ул. Селезнева, 114 (приказ об изъятии и передаче муниципального имущества от 31.10.2011 N 8801 ЗУ г. Краснодар, ул. Северная. 269 (приказ об изъятии и передаче муниципального имущества от 25.06.2012 N 583).
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год по данным департамента образования - на 01.01.2013 года составляет 68 человек.
Представлен договор от 05.05.2011 N 5042 на поставку тепловой энергии с ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания", а также договор (муниципальный контракт) от 01.02.2012 N 7887 на поставку питьевой воды и прием сточных вод с ООО "Краснодар Водоканал" для помещений, расположенных по адресу г. Краснодар, ул/Коммунаров. 150.
Освещение помещений осуществляется люминесцентными ртутьсодержашими лампами.
Для выполнения возложенных функций департамент располагает автотранспортным средством. Обслуживание и ремонт автомобиля осуществляется сторонними организациями (представлен договор с ООО "ДВС-Авто" на ремонт и техническое обслуживание N 16 от 14.01.2013).
При осуществлении хозяйственной деятельности, а также при эксплуатации зданий, строений, территорий и иных помещений у департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар образуются и временно размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды в соответствии с ФККО. утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности в соответствии с ФККО): ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, обтирочный материал, загрязненный маслами: масла автомобильные отработанные: аккумуляторы отработанные; покрышки отработанные: фильтры масляные отработанные, картриджи отработанные; отходы отработанной оргтехники: отходы бумаги и картона и др.. а также осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов, что подтверждается проведенной проверкой, паспортами опасных отходов, журналами учета отходов за 2012 год, расчетам платы за НВОС, актами ремонта автомобиля Шевроле Эпика от 14.01.2013 N 016 и от 01.04.2013 N 223, фотоматериалами и другими материалами дела.
Представлен договор N 476/БСП от 28.02.2012 с ОАО "Мусороуборочная компания" на оказание УСЛУГ ПО сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности с территории площадки по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров. 150, а также акты выполненных работ за 2012 год.
Представлен договор поставки макулатуры с СП ООО "Тиссю-бумага" от 17.09.2012 N 397, а также акт выполненных работ.
Кроме того, заключены договоры о намерениях: 1). С ООО "Агентство "Ртутная безопасность" (от 13.10.2011 N 2789) на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных покрышек, нефтесодержащих отходов: 2). С ООО "Сигнал-СТ" (от 27.04.2012 N 134) на передачу отработанной оргтехники.
При проведении проверки выявлены следующие нарушения: мероприятия по охране окружающей среды восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности не разработаны. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) Департаментом не организован и не представлен. Директор департамента и специалисты в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности не прошли обучение по специализации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления".
На рассмотрение дела об административном правонарушении представлен план мероприятия департамента по охране окружающей среды восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
28.05.13 по результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 1.13/505-3.
06.06.13 рассмотрев материалы проверки, старший государственный инспектор Краснодарского края по охране природы Министерства вынес постановление N 1.13/505-3/1-1 о привлечении департамента к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, департамент обратился в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях департамента отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ ввиду следующего.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В силу Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Часть 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
В силу требований статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Как верно установлено судом первой инстанции, основным видом деятельности департамента являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного общего, а также дополнительного образования на территории муниципального образования, организация отдыха детей в каникулярное время и др.
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год по данным департамента образования - на 01.01.2013 года составляет 68 человек.
Департамент осуществляет деятельность и располагается: 1). г. Краснодар. ул. Коммунаров. 150 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.11.2012 серия 23-АЛ N 264116): 2). г. Краснодар, ул. Селезнева, 114 (приказ об изъятии и передаче муниципального имущества от 31.10.2011 N 8801 ЗУ г. Краснодар, ул. Северная. 269 (приказ об изъятии и передаче муниципального имущества от 25.06.2012 N 583).
Для освещения помещений используются энергосберегающие ртутьсодержащие лампы.
При осуществлении хозяйственной деятельности, а также при эксплуатации зданий, строений, территорий и иных помещений у департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар образуются и временно размещаются (накапливаются) отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды в соответствии с ФККО. утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности в соответствии с ФККО): ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, обтирочный материал, загрязненный маслами: масла автомобильные отработанные: аккумуляторы отработанные; покрышки отработанные: фильтры масляные отработанные, картриджи отработанные; отходы отработанной оргтехники: отходы бумаги и картона и др.. а также осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов, что подтверждается проведенной проверкой, паспортами опасных отходов, журналами учета отходов за 2012 год, расчетам платы за НВОС, актами ремонта автомобиля Шевроле Эпика от 14.01.2013 N 016 и от 01.04.2013 N 223, фотоматериалами и другими материалами дела.
Как было указано выше, при проведении проверки выявлены следующие нарушения: мероприятия по охране окружающей среды восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности не разработаны. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) Департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар не организован и не представлен. Директор департамента и специалисты в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности не прошли обучение по специализации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления".
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Однако, судом первой инстанции правильно установлено, что административным органом не представлено документальных доказательств какие именно экологические требования нарушены обществом при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В связи с изложенным, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что административным органом не доказан факт наличия в действиях департамента состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал подлежащим отмене постановление административного органа N 1.13/505-3/1-1 от 06.06.2013 ввиду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения.
Таким образом, постановление правильно признанию судом первой инстанции незаконным и отменено как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных, доказательств факта совершения департаментом вмененного ему в вину административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.12 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы министерства и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18979/2013
Истец: Департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент образовния администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов КК