26 февраля 2014 г. |
Дело N А79-7739/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эткер" (ОГРН 1082133000212, ИНН 2105004983, Чувашская Республика, пос. Ибреси, ул. Садовая, д. 7)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2013
по делу N А79-7739/2013,
принятое судьей Михайловым А.Т.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эткер"
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики - Чувашии от 03.09.2013 по делу N 37-АМЗ/06-2013 и обязании Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики отменить конкурс на право пользования участком недр,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эткер" (далее - ООО "Эткер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 03.09.2013 по делу N 37-АМЗ/06-2013, об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее -Министерство) отменить конкурс на право пользования участком недр Молния, расположенного в Ибресинском районе Чувашской Республики, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния, с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на площади 14,5 га оценочными запасами в объеме 529 тыс. куб.м, назначенного на 06.11.2013.
Решением от 11.12.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Управление и Министерство в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела и установил суд первой инстанции, 06.08.2013 Министерство издало приказ N 504 "О проведении конкурса на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков".
21.08.2013 Общество обратилось в Управление с жалобой на неправомерное проведение Министерством конкурса, посчитав, что для проведения торгов в соответствии с законодательством о недрах необходимо предварительное согласие собственников земельных участков.
По результатам рассмотрения в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) возбужденного на основании данной жалобы дела N 37-АМЗ/06-2013 Управление приняло решение от 03.09.2013, которым признало жалобу Общества необоснованной.
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
Согласно пункту 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (пункт 3 данной статьи).
Статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В подпункте 4 и 6 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр в том числе являются решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения, а также принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации: о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых; о предоставлении права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом; о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено; предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Исходя из подпункта 1 статьи 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (абзац четырнадцатый статьи 16 Закона о недрах).
Согласно абзацам первому и четвертому статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.06.2009 N 192 утвержден Порядок пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики (далее - Порядок), который разработан в соответствии с Законом о недрах и регулирует правоотношения по установлению порядка пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, а также участками недр, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Чувашской Республики.
В пункте 3.1 Порядка отражено, что в соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются уполномоченным органом.
Право пользования участком недр, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Кабинетом Министров Чувашской Республики, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых предоставляется по результатам аукциона. Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
Право пользования участком недр, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Кабинетом Министров Чувашской Республики, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения, на условиях предпринимательского риска предоставляется по результатам конкурса. Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды.
Судом первой инстанции установлено, что на основании вышеуказанных законодательных и нормативных актов приказом Минприроды Чувашии от 21.08.2013 N 504 были утверждены Порядок и условия проведения конкурса на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния, с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков (далее - Порядок и условия).
Согласно пункту 1.1 названных Порядка и условий целью проводимого конкурса является определение пользователя участком недр, обладающего необходимыми квалифицированными специалистами, финансовыми и техническими средствами для эффективной добычи полезных ископаемых на участке недр в соответствии с настоящим Порядком и условиями проведения конкурса на право пользования участком недр Молния в Ибресинском районе, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния, с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков.
В пункте 1.3 Порядка и условий указано, что победителю конкурса будет предоставлено право пользования участком недр и выдана лицензия на пользование недрами Молния в Ибресинском районе, в 22 км юго-западнее г. Канаш, на правом берегу ручья Егиска, на опушке лесного массива, в 1 км южнее п. Молния, с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков, сроком на 25 лет. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения разведки и добычи месторождения полезных ископаемых, либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий Лицензии данным пользователем недр.
Оформление и выдача лицензии победителю аукциона (конкурса) осуществляются уполномоченным органом в течение 30 дней со дня подведения итогов аукциона (конкурса) (абзац первый пункта 3.2.11 Порядка и условий).
В абзаце шестом статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
При этом в подпункте 5 статьи 12 Закона о недрах и в подпункте 5 пункта 4.4.1 Порядка и условий отражено, что сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу) должны быть содержаться в лицензии и ее неотъемлемых составных частях.
В данном случае, как установил суд, имеется предварительное согласование с администрацией Ибресинского района Чувашской Республики, выраженное в письме от 01.04.2013 N 458, о возможности предоставления земельного участка для разработки недр.
Указанное письмо администрации Ибресинского района о даче предварительного согласования на отвод земельного участка для целей недропользования суд расценил как согласие на отвод участка недр, поскольку участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения в силу статьи 2.3 Закона о недрах.
Антимонопольным органом сделан вывод об отсутствии в Законе о недрах и в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.06.2009 N 192 требования о проведении предварительного согласования с собственниками земельных участков на стадии проведения торгов на право пользования участком недр.
Суд первой инстанции согласился с этой позицией и пришел к заключению о том, что законодатель не ставит объявление конкурса на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в зависимость от наличия предварительного согласия собственников и владельцев земельных участков, расположенных на участке недр, на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.
Поскольку на этапе подготовки проведения конкурса на право пользования участком недр получение согласия собственников и владельцев земельных участков, расположенных на участке недр, не требуется, суд апелляционной инстанции считает этот вывод антимонопольного органа и суда правильным.
Соответствующее согласие собственников и владельцев земельных участков, расположенных на участке недр, на отвод земельного участка для целей недропользования необходимо только при выдаче лицензии на пользование недрами, что следует из подпункта 4.4.2 Порядка пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые решение антимонопольного органа принято и действия Министерства совершены в пределах их компетенции, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Так, суд первой инстанции правомерно отметил, что Общество не принимало участие в конкурсе на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Доказательств того, что приведенные в обоснование заявленных требований обстоятельства воспрепятствовали его участию в конкурсе, Общество в материалы дела не представило.
Доводы Общества, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.12.2013 по делу N А79-7739/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эткер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7739/2013
Истец: ООО "Эткер"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии