г. Москва |
|
25 февраля 2014 г. |
Дело N А40-96938/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПГСК "Тучковский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2013 по делу N А40-96938/2013, судьи Блинниковой И.А. (120-616)
по заявлению ПГСК "Тучковский" (121089, г.Москва, ул. Тучковская, д. 2А)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве (107078, г.Москва, Мясницкий пр-д, д. 4, стр. 1)
третьи лица: 1) Гаражно-строительный кооператив "Тучковский-2", 2) Электродепо "Фили" Московского метрополитена
о признании незаконными решения и предписания от 07.05.2013 N 1-10-182/77-13
при участии:
от заявителя: |
Марченко Д.Н. по доверенности от 10.12.2013; |
от ответчика: |
Подгорный А.С. по доверенности N 3-51 от 19.12.2013; |
от третьих лиц: |
1) Председатель правления Соломкин А.П. Приказ от 09.11.2010; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПГСК "Тучковский" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания УФАС по г. Москве (далее-ответчик) от 07.05.2013 N 1-10-182/77-13 по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда от 19.11.2013 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо - Гаражно-строительный кооператив "Тучковский-2" возражало против изложенных в жалобе доводов, представило отзыв на жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третье лицо - Электродепо "Фили" Московского метрополитена представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в адрес Московского УФАС России поступило обращение Гаражно-строительного кооператива "Тучковский-2" с жалобой на действия ПГСК "Тучковский", выразившиеся в полном ограничении электроснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тучковская, вл. 2 (вх. от 21.11.2012 N 31189).
Приказом Московского УФАС России от 04.03.2013 N 48 возбуждено дело N 1-10-182/77-13 в отношении ПГСК "Тучковский" по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела Комиссией ФАС России сделан вывод о нарушении ПГСК "Тучковский" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации oт 27.12.2004 N 861, путем препятствования перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ПГСК "Тучковский" на энергопринимающие устройства объекта ГСК "Тучковский-2", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тучковская, д. 2, что явилось ущемлением интересов собственников и пользователей помещений ГСК "Тучковский-2".
Решением УФАС России по г. Москве от 18.04.2013 г. по делу N 1-10-182/77-13 в действиях ПГСК "Тучковский" признан факт нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, путем препятствования перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ПГСК "Тучковский" на энергопринимающие устройства объекта ГСК "Тучковский-2", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тучковская, д. 2, что явилось ущемлением интересов собственников и пользователей помещений ГСК "Тучковский-2".
В порядке ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ О защите конкуренции УФАС России выдано предписание от 07.05.2013 N 1-10-182/77-13 1 об устранении в месячный срок с даты получения Предписания нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, путем препятствования перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства объекта "Тучковский-2", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тучковская, вл. 2; восстановить электроснабжение объекта ГСК "Тучковский-2", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тучковская, д. 2, и не препятствовать перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства указанного объекта; сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 31.01.2014 сведения обо всех ограничениях электроснабжения объекта ГСК "Тучковский-2" за 2013 год, согласно представленной таблицы.
Считая вынесенные решение и предписание незаконными, последний оспорил их в Арбитражный суд г. Москвы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором энергоснабжения от 01.12.2010 N 77618766, заключенным с открытым акционерным обществом "Мосэнергосбыт" (ОАО "Мосэнергосбыт"), гаражно-строительный кооператив "Тучковский-2" (далее - Кооператив) является потребителем электрической энергии. Обязательства Кооператива по вышеуказанному договору исполнялись надлежащим образом и в срок.
Правовых оснований для полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Кооператива не имелось, что подтверждается письмом ОАО "Мосэнергосбыт" от 14.11.2012 N ИП/30-587/12 (прилагается). Договор энергоснабжения не признан недействительным (полностью либо в части) в установленном законом порядке и является действующим.
До момента заключения указанного выше договора энергоснабжение Кооператива осуществлялось на основании договоров на отпуск и потребление электроэнергии, заключенных между Кооперативом и ГУП "Московский метрополитен".
В силу положений пункта 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Как следует из пункта 3 Акта по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сетей между службой "Э" (служба электроснабжения ГУП "Московский метрополитен") и ГСК "Тучковский-2" от 01.12.2004, границей балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сетей между ГСК "Тучковский" (ПГСК "Тучковский") и Кооперативом являются верхние пинцеты рубильника РУ-200 в щитовой ГСК "Тучковский" (ПГСК "Тучковский").
Актом осмотра электроустановки Кооператива 07.04.2005 N б/н также установлено, что "электроустановка ГСК "Тучковский-2" смонтирована в соответствии с проектом, Актом разграничения. Протоколы замеров, Акт допуска эл. установки в эксплуатацию Мосгосэнергонадзором представлены. Документы на ответственного за электрохозяйство представлены".
Таким образом, энергопринимающие устройства Кооператива в установленном порядке присоединены к электрическим сетям ОАО "Мосэнерго" опосредовано, через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передачи электрической энергии, в частности ПГСК "Тучковский", что подтверждается имеющимися в деле документами, а также письмом службы электроснабжения ГУП "Московский метрополитен" от 19.10.2012 N Э 6-17/16.
При этом, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам носит однократный характер (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Начиная с 23.09.2012 энергоснабжение Кооператива было прекращено ввиду произошедшей аварии на воздушном участке кабельной сети (замыкание с возгоранием и полным разрушением 1,5 кабеля).
Уведомлением от 01.10.2012 N 24-12 ПСГК "Тучковский" сообщил Кооперативу, что силовой кабель, принадлежащий данному кооперативу, поврежден.
Протоколом заседания правления ПГСК "Тучковский" от 11.10.2012 N 16 закреплено, что кабельная линия восстановлена, однако до выяснения законности подключения Кооператива ПГСК "Тучковский" принято решение не подключать Кооператив к кабелю ПГСК "Тучковский".
Поскольку передача электроэнергии переток электроэнергии Кооперативу в течение длительного периода времени не возобновлялись, что подтверждается соответствующим актами, счетами ОАО "Мосэнергосбыт". Кооператив обратился в Московское УФАС России, основывая свои требования, в частности, на положениях абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Действия ПГСК "Тучковский", выраженные в воспрепятствовании перетоку электрической энергии через объекты его электросетевого хозяйства, нарушают положения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, что документально подтверждается Протоколом заседания правления ПГСК "Тучковский" от 11.10.2012 N 16, а также выпиской из протокола общего собрания ПГСК "Тучковский" от 14.04.2013 (прилагаются), в которых содержатся решения органов управления ПГСК "Тучковский" -не подключать Кооператив к силовому кабелю ПГСК "Тучковский", а также фактическим отсутствием электроэнергии на энергопринимающих устройствах Кооператива.
Доводы апелляционной жалобы ПГСК "Тучковский" относительно отсутствии надлежащего технологического присоединения Кооператива, отсутствии надлежащей технической документации суд апелляционной инстанции считает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела исходя из следующего.
Надлежащие техническое присоединение энергопринимающих устройств Кооператива подтверждается разрешением на присоединение мощности к сети ОАО "Мосэнерго" от 21.11.2003, актом по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сетей от 01.12.2004, актом Ростехнадзора по городу Москве о допуске в эксплуатацию электроустановок потребителей от 16.03.2005 N ДП-294-05.
Заключение Кооперативом договора энергоснабжения с ОАО "Мосэнергосбыт" от 01.12.2010 N 77618766 (а ранее - договора с ГУП "Московский метрополитен") - факт, подтверждающий соблюдение Кооперативом действующих норм и правил при подключении его энергопринимающих устройств к электрическим сетям, а также придающий Кооперативу статус полноправного участника отношений в области электроэнергетики.
Правоотношения в области электроэнергетики входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля, что специально закреплено в пункте 1 статьи 25 Закона об электроэнергетике, которые осуществляются, в указанном случае, на основании положений пунктов 2, 9 статьи 25, пунктов 3, 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, согласно которым на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с Законом об электроэнергетике, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.
Помимо указанных норм Закона об электроэнергетике, и в его развитие (в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона об электроэнергетике), Правительством Российской Федерации утверждены отраслевые правила - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 -далее Правила).
Согласно пункта 1 Правил, они определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Положениями пункта 6 Правил установлен запрет для владельцев объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, на воспрепятствование перетоку электроэнергии.
Действия, нарушающие установленный запрет подлежат самостоятельной квалификации, в данном случае по пункту 6 Правил.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (утв. Правила) на антимонопольный орган возложен контроль за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы в территориальных границах города Москвы, в порядке, установленном статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заявителю выдано предписание об устранении в месячный срок с даты получения Предписания нарушения пункта 6 Правил.
Следовательно, решение принято и предписание выдано Московским УФАС России от 07.05.2013 по делу N 1-10-182/77-13 в рамках установленной компетенции и на основании действующего антимонопольного законодательства.
Таким образом, правомерность решения и предписания Московского УФАС России соответствуют закону.
О наличии длящегося правонарушения в сфере электроэнергетики, совершаемого ПГСК "Тучковский" и факта злоупотребления правом, свидетельствует и то, что на текущую дату энергоснабжение Кооператива по-прежнему не восстановлено.
Ссылка Заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442), признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, в связи с тем, что ПГСК "Тучковский" не является стороной договора энергоснабжения от 01.12.2010 N 77618766 (п.п. а) п. 2. Постановления N 442 - "постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу"), а также ввиду того, что положения Постановления N 442 не могут быть применены к правоотношениям, связанным с технологическим присоединением энергопринимающих устройств Кооператива, возникшим до его принятия (не имеют обратной силы).
Заявитель не доказал факта нарушения оспариваемыми актами своих прав в сфере предпринимательской деятельности, что также является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ (Постановление от 30.06.2008 N 30, п. 14), антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, что является, по смыслу ч. 2 ст. 11 ГК и гл. 9 Закона о защите конкуренции способом восстановления нарушенных гражданских прав.
На основании изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.11.2013 по делу N А40-96938/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96938/2013
Истец: ПГСК "Тучковский"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве
Третье лицо: ГСК "Тучковский-2", Электродепо "Фили" Московского метрополитена