г. Томск |
|
21 марта 2011 г. |
Дело N А03-15978/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.03.2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 21.03.2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Т.В. Павлюк, М.Х. Музыкантовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судбеного заседания Шкляр Т.Г., с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Эвалар" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.01.2011 по делу N А03-15978/10 (судья Старцева М.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Эвалар" (ОГРН 1022200553760, ИНН 2227000087)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Эвалар" (далее - ЗАО "Эвалар", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление Росприроднадзора) от 10.11.2010 N АТ-320/5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Решением от 11.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ЗАО "Эвалар" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- доказательств того, что общество в проверяемый период осуществляло деятельность по накоплению и транспортировке отходов в материалы дела не представлено. С 30.06.2009 ЗАО "Эвалар" не осуществляет деятельности, связанной с обращением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, и не оказывает каких-либо услуг сторонним организациям;
- поскольку для общества хранение собственных отходов на своей территории до их вывоза не является специальным видом деятельности, целью которой является извлечение прибыли, выявленные в ходе проверки нарушения, могут быть квалифицированы по ст. 8.1 или 14.1 КоАП РФ, но никак не по ст. 8.2 КоАП РФ;
- изменение содержания постановления путём замены на стадии его судебного обжалования одного вида деятельности, при осуществлении которого обществом допущены нарушения, на другой вид деятельности, недопустимо, так как фактически влечёт за собой изменение объективной стороны правонарушения.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и республике Алтай от 05.10.2010 N 320 Управлением в период с 11 октября по 3 ноября 2010 года была проведена плановая выездная проверка ЗАО "Эвалар" па предмет соблюдения Обществом обязательных требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 03.11.2010 N АТ-320, справкой о деятельности ЗАО "Эвалар" в части соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 03.11.2010.
03.11.2010 по итогам проверки Управлением Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении N ЛТ-320/5 по ст. 8.2 КоАП РФ.
10.11.2010 Управлением Росприроднадзора в отношении ЗАО "Эвалар" вынесено постановление N АТ-320/5 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в признании незаконным и отмене постановления N АТ-320/5, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 89-ФЗ транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Как следует из акта проверки от 03.11.2010 N АТ-320, справки о деятельности ЗАО "Эвалар" в части соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 03.11.2010, что ЗАО "Эвалар" осуществляет деятельность по обращению с отходами, а именно производит накопление отходов производства и потребления в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, а так же транспортирование отходов производства и потребления собственным транспортом до места утилизации и обезвреживания опасных отходов.
Данный вывод подтверждается, установленными в ходе проверки следующими обстоятельствами.
В результате хозяйственной деятельности ЗАО "Эвалар" ежегодно образуется 23 вида отходов производства и потребления (1 - V классов опасности) общим объемом 136,494 тонн/год, из них: I кл. - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; II кл. -кислота аккумуляторная серная отработанная; III кл. -шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти, аккумуляторы свинцовые отработанные; IV кл. - обтирочный материал, загрязненный маслами (менее 15%), ТБО, смет с территории, отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка, отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта на его базе, отходы обуви кожаной рабочей, покрышки с тканевым кордом отработанные, осадок от нейтрализации кислотного электролита; V кл. - стружка стальная и бронзовая незагрязненная, остатки сварочных электродов, лом отработанных абразивных кругов, отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы стеклянный бой незагрязненный, отходы упаковочного гофрокартона, отходы содержащие алюминиевую фольгу, отходы тканей и старой одежды, отходы растениеводства, парникового хозяйства, пищевые отходы.
В ходе проверки предприятия были проверены места временного хранения отходов производства и потребления, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства РФ.
На ЗАО "Эвалар" производится временное накопление отходов, организованное в соответствии с установленными требованиями ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и СанПиНа 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" на специально оборудованных площадках или в специальных контейнерах. Накопление отходов производства с целью их дальнейшей передачи на обезвреживание, утилизацию, размещение осуществляется раздельно в соответствии с классом опасности отхода, его физико-химических свойств и агрегатного состояния. Отработанные ртутьсодержащие лампы временно размещаются в отдельном металлическом контейнере на территории материального склада. Отходы, содержащие нефтепродукты, отработанные масляные фильтры, всплывающая пленка из нефтеуловителей, масла дизельные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла автомобильные отработанные, масла гидравлические отработанные не содержащие галогены накапливаются в металлические бочки и контейнеры. Для временного хранения отходов 4 кл. опасности на площадках с водонепроницаемым покрытием установлены металлические контейнеры с крышками и т.д.
ЗАО "Эвалар" Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдан Лимит па размещение отходов от 04.03.2008 N 387/08 сроком действия до 23.12.2013. Данным документом для предприятия установлено предельное количество отходов для размещения на специализированных объектах размещения отходов и предельное количество отходов для временного хранения на собственной промплощадке. Лимитом установлено, что ЗАО "Эвалар" может временно хранить па территории предприятия отходы: 1 кл. опасности в количестве - 0,3 т; 2 кл. -0,02 т; 3 кл. -0,65 т; 4 кл. - 2,4 т; 5 кл. - 3,74 т.
Для обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (твердые и жидкие нефтесодержащие отходы, аккумуляторы б/у со слитым электролитом, отработанные ртутьсодержащие лампы, медицинские отходы) ЗАО "Эвалар" заключены договоры со сторонними организациями, имеющими лицензии на право работы с опасными отходами. По условиям договоров ЗАО "Эвалар" (заказчик) осуществляет упаковку и транспортирование отходов до места утилизации собственным транспортом.
Выявленные обстоятельства ЗАО "Эвалар" фактически не оспариваются, акт проверки, справка подписаны директором заявителя без замечаний. При этом Общество указывает, что не занимается специализированной деятельностью, связанной с обращением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Вместе с тем Закон N 89-ФЗ регулирует порядок обращения с отходами, возникшими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Как установлено административным органом, ЗАО "Эвалар" осуществляет свою деятельность в области обращения с отходами производства и потребления собственного предприятия и предприятий арендаторов: ООО "АТП "Эвалар", ООО "АТП "Родник", 000 "Фармстрой", 000 "Фармавест".
В соответствии с действующими договорами субаренды N 9,10,15,17 от 01.01.2007 ЗАО "Эвалар" оказывает субарендным предприятиям услуги по сбору, временному размещению, обезвреживанию, транспортировке и передаче отходов специализированным предприятиям для использования, обезвреживания или захоронения. Все отходы субарендных предприятий принимаются ЗАО "Эвалар" с правом собственности, а передача отходов от субарендных предприятий ЗАО "Эвалар" осуществляется сразу после их образования.
Деятельность ЗАО "Эвалар" по обращению с отходами производства и потребления ведется па основании лицензии па осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов N ОТ-63-001143(22) от 23.12.2008 сроком действия до 23.12.2013.
Доказательств того, что указанные выше договоры прекратили свое действие, а общество фактически не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления ведется па основании лицензии N ОТ-63-001143(22) от 23.12.2008 в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ЗАО "Эвалар" в проверяемый период осуществляло деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что ЗАО "Эвалар" допущены нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно:
- в результате анализа деятельности предприятия установлено, что в проекте НООЛР и лимите на размещение отходов учтены не все виды отходов, образующиеся в результате хозяйственной деятельности ЗАО "Эвалар", предусмотренные Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N 786: масла трансформаторные отработанные - код ФККО 5410020702033, масла трансмиссионные - код ФККО 5410020602033, масла дизельные отработанные - код ФККО 5410020302033, масла автомобильные отработанные - код ФККО 5410020202033, масла гидравлические - код ФККО 5410021302033. медицинские отходы - код ФККО 9710000000000, лабораторные отходы и остатки химикатов - класс опасности не определен, производственные отходы (смет с производственных помещений, оборудования) - класс опасности 4, отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (отработанные масляные фильтры) - класс опасности не определен, что является нарушением требований ст. 11,18 Федерального закона ФЗ-N 89 "Об отходах производства и потребления".
- в соответствии с приказом по ЗАО "Эвалар" N 28/1 от 01.07.2007 лицом, ответственным за охрану окружающей среды на предприятии, в том числе и в области обращения с опасными отходами, назначен инженер по охране окружающей среды (эколог) С.Б.Иванов. В соответствии со ст. 15 ФЗ N89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" лицо, допущенное к работе с опасными отходами производства и потребления, должно иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами. На ЗАО "Эвалар" лицо, ответственное за обращение с опасными отходами, не имеет профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами, тем самым нарушены обязательные требования законодательства РФ об отходах производства и потребления.
- порядок осуществления производственного контроля в области обращения с опасными отходами, согласованный с органами Росприроднадзора, на ЗАО "Эвалар" отсутствует, что является нарушением требования ст.26 ФЗ N 89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что общество не представило доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению указанных выше требований, обоснованным является вывод о наличии в действиях ЗАО "Эвалар" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что на стадии судебного обжалования содержание постановления было изменено, что фактически привело к изменению объективной стороны правонарушения, не принимается судом апелляционной инстанции, так как нарушения, образующие объективную сторону правонарушения, отраженные в постановлении были предметом оценки суда первой инстанции без каких-либо изменений.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что при производстве по делу об административном правонарушений нарушений допущено не было, ЗАО "Эвалар" привлечено к ответственности в пределах срока давности, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай от 10.11.2010 N АТ-320/5, является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.01.2011 по делу N А03-15978/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Эвалар" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15978/2010
Истец: ЗАО "Эвалар"
Ответчик: .Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по АК и РА (Росприроднадзор), УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора )по Алтайскому краю и Республике Алтай
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1568/11