г. Москва |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А41-32479/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2013 года по делу N А41-32479/13, принятое судьей Валюшкиной В.В., по заявлению Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о взыскании с муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 3 штрафа в сумме 44 759 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 3 штрафа в сумме 44 759 рублей.
Решением от 29 октября 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы Пенсионный фонд ссылается на доказанность наличия расхождений между сведениями персонифицированного учета и расчета по начисленным и уплаченным взносам. Пенсионным фондом не нарушена процедура привлечения учреждения к ответственности, документы оформлены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области, муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 3, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 14.11.2011 страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за третий квартал 2011 года, в том числе по формам АДВ-6-2, СЗВ-6-1, СЗВ-6-3.
Протоколом проверки файлов, направленным организации, сообщено, что имеются расхождения в данных начисленных и уплаченных страховых взносов по формам АДВ-6-2 и РСВ-1, а также указано, что в отсутствие отчетов за первый квартал, полугодие 2011 года отчет за третий квартал не может быть принят.
24.08.2013 орган Пенсионного фонда Российской Федерации составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 359 по признаку правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, выразившемуся в представлении неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей. Акт с указанием даты рассмотрения материалов проверки направлен в адрес организации почтой.
Рассмотрев материалы проверки, орган Пенсионного фонда Российской Федерации принял решение N 343 от 10.10.2012 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым привлек организацию к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 44 759 рублей.
Направленное страхователю требование исполнено не было, что послужило основанием для обращения органом Пенсионного фонда Российской Федерации в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решения Пенсионного фонда от 10.10.2012 N 343 о привлечения учреждения к ответственности в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон) целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу статьи 5 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ юридические лица и их обособленные подразделения сами представляют о себе сведения в органы ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Согласно статье 16 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органы ПФР имеют право требовать от юридического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Одновременно в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными данным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
На основании пункта 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 192п от 31.07.2006 "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2006 за номером 8392, опубликовано в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 48 от 27.11.2006, N 49 от 04.12.2006).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из диспозиции вышеуказанной нормы, она устанавливает ответственность за два отдельных состава правонарушений:
- непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из акта об обнаружении фактов от 24.08.2012 N 359 в нарушение названных норм не представляется возможным установить, в чем выразилась неполнота и недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета за третий квартал 2011 года, в отношении каких застрахованных лиц имело место предоставление неполных, недостоверных сведений.
Также судом первой инстанции правомерно установлено, что в акте от 24.08.2012 не сформулирован состав вмененного правонарушения ("представление неполных и (или) недостоверных сведений"), поскольку неполнота сведений может выражаться в отсутствии (непредставлении) предусмотренных законом сведений, а недостоверность - в представлении искаженных сведений.
Из протокола проверки файлов от 17.11.2011, явившимся единственным доказательством недостоверности представленных страхователем сведений, не усматривается данных, указывающих на недостоверность, неполноту сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете, при том, что сравнению подвергались формы АДВ-6-2 и РСВ-1, последняя из которых не относится к документам индивидуального (персонифицированного) учета, следовательно, расхождения в них не могут быть квалифицированы как недостоверность или неполнота сведений.
Более того, неправомерным является указание страхователю на невозможность принятия сведений за рассматриваемый период - 3 квартал 2011 года, в отсутствии сведений за предшествующие периоды - 2 квартал 2010 года, 1 квартал 2011 года, 2 квартал 2011 года.
Вместе с тем, из акта об обнаружении фактов от 24.08.2012 N 359 и решения от 10.10.2012 N 343 невозможно установить, недостоверность и (или) неполнота каких сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, вменена в вину страхователю; на соответствие каким нормативным актам проверяются данные, представляемые страхователем в отношении застрахованных лиц, какими документами надлежит руководствоваться страхователю при заполнении форм индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении Пенсионным фондом требований действующего законодательства, выразившемся в представлении заявителем документов, не позволяющих достоверно и однозначно установить, что страхователем представлены неполные и (или) недостоверные сведения в отношении застрахованных лиц за третий квартал 2011 года, что образует состав вмененного организации правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о необоснованном привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, взыскании штрафа в сумме 44 759 рублей, в связи с чем решение Пенсионного фонда от 10.10.2012 N 343 незаконно.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2013 по делу N А41-32479/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32479/2013
Истец: ГУ-ГУПФ РФ N 3 по г. Москва и Московской области
Ответчик: МОУ Средняя общеобразовательная школа N3
Третье лицо: МОУ Средняя общеобразовательная школа N3