г. Томск |
|
1 апреля 2011 г. |
Дело N А03-15502/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31.03.2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 01.04.2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: А.В. Солодилов, М.Х. Музыкантовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкляр Т.Г.,с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ларичихинский леспромхоз" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2010 по делу N А03-15502/2010 (судья Старцева М.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Ларичихинский леспромхоз" (ОГРН 1022202735752, ИНН 2277002548)
к Управлению лесами Алтайского края (ОГРН 1072225000297, ИНН 2225082616)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ларичихинский леспромхоз" (далее - ОАО "Ларичихинский леспромхоз", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Алтайского края (далее - Управление) от 20.10.2010 N 07-1-21/347 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.25, ч. 4 ст. 8.25, ч. 1 ст.8.31, ст. 8.32 КоАП РФ.
Решением от 15.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- постановление о привлечении к административной ответственности вынесено при отсутствии данных о надлежащем извещении общества о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки. Административным органом пропущена обязательная стадия подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении;
- арбитражный суд не направлял и не мог направить материалы дела для нового рассмотрения и нового возбуждения административного дела, следовательно, Управлением самостоятельно принято решение о составлении нового протокола за пределами полномочий;
- административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве Управление лесами возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением лесами Алтайского края в отношении ОАО "Ларичихинский леспромхоз" проведена проверка соблюдения условий договора аренды участка лесного фонда от 30.12.2008 N П-15/1.
В ходе проверки выявлены нарушения условий Договора, Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414), Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417), Правила заготовки древесины (утв. [Приказом МПР России от 16.07.2007 N 184).
По данному факту Управлением лесами в отношении Общества был оформлен протокол об административном правонарушении от 02.07.2010 и вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности от 04.08.2010. Решением от 15.09.2010 по делу N А03-10827/2010 Арбитражный суда Алтайского края отменил постановление о привлечении Общества к административной ответственности от 04.08.2010 ввиду допущенного Управлением лесами процессуального нарушения, а именно: протокол об административном правонарушении от 02.07.2010 N 07-1-21/347 был оформлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя Общества.
06.10.2010 Управление лесами оформило новый протокол об административном правонарушении от 06.10.2010 N 07-1-21/347 в отношении Общества и вынесло постановление от 20.10.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.25, ч. 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.31 и ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в пределах санкции ст. 8.32 КоАП РФ в размере 30 000 руб.
Полагая, что постановление от 20.10.2010 вынесено с нарушением требований действующего законодательства, ОАО "Ларичихинский леспромхоз" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, указал, что нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данной позицией по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Ларичихинский леспромхоз" согласно договору аренды участка лесного фонда от 30.12.2008 N П-15/1 является арендатором участка лесного фонда.
На основании указанного договора и в соответствии с поданными лесными декларациями от 26.06.2009 и от 16.09.2009 Общество в июле-октябре 2009 года осуществляло заготовку и вывозку древесины в лесосеках, расположенных в квартале N 2 выделе N 5,18 делянке N 2 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества.
Приказами Управления лесами Алтайского края от 02.11.2009 N 162 и от 20.04.2010 N 73 установлены окончание пожароопасного периода 2009 года с 02.11.2009 и начало пожароопасного периода 2010 года с 20.04.2010.
Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение Правил санитарной безопасности в лесах.
Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
В силу части 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа.
В ходе проверки установлено, что при отчистке мест рубок порубочные остатки на площади 10 га были уложены в кучи, но не сожжены до начала пожароопасного сезона 2010 года, что является нарушением подпункта "б" пункта 3 и подпункта "в" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, пункта 61 Правил заготовки древесины, подпункт "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах.
Факт нарушения указанных правил образует события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32 КоАП РФ.
Учитывая, что в соответствии с пунктами 3.4.14, 3.4.15, 3.4.34 договора аренды участка лесного фонда общество обязано соблюдать, указанные выше правила, факт их нарушения образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что обществом не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу наличии в действиях ОАО "Ларичихинский леспромхоз" составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32, частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Не оспаривая данный факт, в апелляционной жалобе общество указывает на нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Довод Заявителя о нарушении Управлением процедуры привлечения к административной ответственности, выразившейся в рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Общества, не извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрении, не принимается судом апелляционной инстанции.
Материалами дела подтверждается, что материалы проверки были рассмотрены в отсутствии законного представителя ОАО "Ларичихинский леспромхоз". Однако он был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, протокол об административном правонарушении от 06.10.2010 N 07-1-21/347, в котором указана дата и время рассмотрения административного дела, был получен представителем общества 12.10.2010 (т.1 л.д. 52).
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации Алтайского края от 07.12.2007 N 574 утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами. В соответствии с приказом Управления от 02.06.2010 N 96 (абз. 3 п. 3 постановления Администрации Алтайского края от 07.12.2007 N 574) установлен перечень должностных лиц Управления, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Начальник отдела государственного лесного контроля и надзора Управления Безугляк В.В. одновременно по должности является старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках и имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Ссылаясь на часть 1 статьи 29.4 КоАП РФ, Заявитель указывает на необходимость уведомления Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и вызова законного представителя юридического лица такими процессуальными документами как определение о назначении времени и места рассмотрения дела и определение о вызове законного представителя юридического лица.
Между тем, в указанной выше статье предусмотрено право, а не обязанность органа, осуществляющего подготовку и рассмотрение дела об административной правонарушении, в случае необходимости выносить данные определения.
При этом о проведении стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении свидетельствует факт рассмотрения ходатайства о проведении дополнительной проверки и вынесении определения от 19.10.2010 (т.1 л.д. 45-46).
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" после принятия решения Арбитражным судом о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, дальнейшее осуществление административным органом производства по этому административному делу является неправомерным. Указанный перечень оснований является исчерпывающим.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.09.2010 постановление о назначении административного наказания от 04.08.2010 N 07-1-21/347 признано незаконным и отменено полностью в связи с тем, что протокол об административном правонарушении от 02.07.2010 N 07-1-21/347 составлен в отсутствие законного представителя Заявителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.
Соответственно, отмена Арбитражным судом постановления о назначении административного наказания по основаниям существенного нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, не препятствует дальнейшему производству по административному делу.
Учитывая данное обстоятельство, принимая во внимание, что производство по делу об административном правонарушении не прекращено, составление протокола 06.10.2010 не свидетельствует о возбуждении нового административного дела.
По делам об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, постановление о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Административные правонарушения, вмененные Обществу, находятся в восьмой главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую административную ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Административные правонарушения, совершенные Заявителем, являются длящимися и в силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 21.05.2010 (акт обследования земельного участка).
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за допущенные Заявителем правонарушения составляет один год со дня их обнаружения и на дату вынесения постановления (20.10.2010) не истек.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии фактов нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2010 по делу N А03-15502/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ларичихинский леспромхоз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15502/2010
Истец: ОАО "Ларичихинский леспромхоз"
Ответчик: Управление лесами по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1041/11