г. Ессентуки |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А22-1817/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта Краснодарского края, на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.11.2013 по делу N А22-1817/2013,
по заявлению индивидуального предпринимателя Яценко Владимира Григорьевича ОГРНИП 304081434300205 ИНН 081400180417,
к Департаменту транспорта Краснодарского края ИНН 2308077190 ОГРН 1022301219940,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении (судья Алжеевой Л.А.),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Яценко Владимира Григорьевича - Яценко В.Г. лично по паспорту.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Яценко Владимира Григорьевича обратился в арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Департаменту транспорта Краснодарского края о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 2740 от 24.07.2013.
Решением суда от 12 ноября 2013 года заявленные требования индивидуального предпринимателя Яценко Владимира Григорьевича - удовлетворены.
Постановление Департамента транспорта Краснодарского края N 2740 от 24.07.2013 в отношении индивидуального предпринимателя Яценко Владимира Григорьевича признано незаконным.
Решение мотивированно тем, что административным органом не доказан факт совершения предпринимателем вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Департамент транспорта Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о фрахтовании транспортного средства принадлежащего предпринимателю. Документы, на которые ссылается предприниматель, не содержат конкретных реквизитов, которые свидетельствовали бы о том, что транспорт был зафрахтован именно на рейс, в ходе выполнения которого и были выявлены правонарушения. Представленные турфирмой документы не относятся к данному делу.
Индивидуальный предприниматель Яценко В.Г. возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Департамент транспорта Краснодарского края участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.11.2013 по делу N А22-1817/2013 подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Яценко Владимир Григорьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В ходе проведения контрольных мероприятий Департаментом транспорта Краснодарского края 15.07.2013 г. в 00:30 на 167 километре автодороги "Темрюк-Краснодар-Кропоткин" установлено, что ИП Яценко В.Г.на принадлежащим ему автобусе "Мерседес - бенс", государственный номер А 884 РХ 08, осуществлял регулярную пассажирскую перевозку по неутвержденному в установленном порядке для перевозчика маршруту "Элиста - Адлер", не имея согласованный и внесенный в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации технологической документации, необходимой для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.
Усмотрев в действиях Яценко В.Г. признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", уполномоченное лицо Департамента 15.07.2013 составило в отношении предпринимателя протокол N 002740 об административном правонарушении.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы проверки, руководитель Департамента вынес постановление от 24.07.2013 N 2740 о признании Яценко В.Г. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, индивидуальный предприниматель Яценко В.Г. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ "Об административных право нарушениях" (далее - Закон Краснодарского края N 608-КЗ) предусмотрено, что нарушение утвержденного маршрута или графика движения на маршрутах регулярного сообщения либо осуществление перевозок по неутвержденному маршруту (графику движения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 14.08.2003 N 178 (далее - Порядок формирования сети), работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Минтрансом России с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций.
Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Порядка формирования сети).
Согласно пункту 16 Порядка формирования сети на основании утвержденных паспортов маршрутов Минтранс России формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) факт осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу подтверждается наличием договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Согласно статье 28 Устава маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, порядок заключения и форма которого устанавливается транспортными уставами и кодексами.
Частью 5 статьи 27 Устава установлен запрет на взимание какой-либо платы с пассажиров при осуществлении заказных перевозок, и оплата стоимости пользования транспортным средством в указанном случае должна производиться исключительно фрахтователем фрахтовщику в соответствии с условиями заключенного между ними договора фрахтования.
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов. Транспортное средство оформляется табличкой с надписью "Заказной", размещаемой над лобовым стеклом и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова; на заднем окне (пункты 94, 95 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112).
Материалами дела подтверждено, что перевозка осуществлялась по неустановленному маршруту.
Вместе с тем, предприниматель сделал отметку на протоколе о том, что он осуществлял перевозку по договору фрахтования, документы остались дома, договор фирмы представит в следующий раз.
Проверяющим представлен список пассажиров.
В протоколе об административном правонарушении нет указания о том, что предприниматель получал от пассажира плату за проезд наличными деньгами.
В деле имеется объяснение пассажира Лунева М.И. о том, что он заплатил Яценко В.Г. за проезд 1500 рублей.
Вместе с тем, сведений о том, что с данным объяснением был ознакомлен предприниматель Яценко В.Г. и ему предоставлена возможность дать свои объяснения по этому поводу, не имеется.
В судебном заседании суда первой инстанции свидетель Лунев М.И. пояснил, что с дочерью в июле месяце отдыхал по договору с туристической фирмой ООО "Профтур" в Адлере, оплату производил на фирме, по договору и квитанции, которые в настоящее время у меня не сохранились. По поводу проверки по пути следования пояснил, что ночью в пути остановили работники транспортной инспекции и начали проверять, попросили выйти меня и на капоте машины взяли объяснения, я спросил, что писать они продиктовали, я написал.
В судебном заседании суда первой инстанции руководитель туристической фирмы ООО "Профтур" Сикоренко С.В. пояснила, что общество заключила договор на перевозку туристов с индивидуальным предпринимателем Яценко В.Г., оплатило за оказанные согласно договора услуги, представило список пассажиров и произвела посадку пассажиров согласно списка и лично сопровождаю каждую группу туристов до места отдыха. По поводу проверки в пути следования пояснила следующее, что ночью - примерно в час ночи в пути, остановили работники транспортной инспекции и начали проверять, попросили выйти меня с документами, посмотрели все документы и вернули. У меня с собой был полный перечень документов общества, в том числе договор фрахтования, список туристов и все договора с туристами. Опрашивали нас все разные инспектора и разных местах, меня один инспектор, пассажира другой, а другие инспектора опрашивали Яценко В.Г. Я могу подтвердить документально по каждому туристу в день проверки, на каждого туриста имеется договор, платежные документы об оплате. При этом фирма 14 июля 2013 завозила одну группу на отдых, а 15 июля 2013 забирала с отдыха другую группу. ООО "Профтур" занимается туристическим бизнесом свыше 3 лет, регулярно отчитывается в налоговом органе, никаких претензий ни стороны туристов за оказанные услуги, ни стороны других контролирующих органов - не было.
В судебном заседании суда первой инстанции были исследованы подлинники следующих документов: свидетельство о регистрации ООО "Профтур", туристическая путевка N 000405 Серия АА от 14.07.2013 на Лунева М.И. стоимостью 15 500 рублей, приходный кассовый ордер N56 от 11.07.2013 на сумму 15 500 рублей, список пассажиров на 14.07.2013 и обратно на 15.07.2013, договор фрахтования с индивидуальным предпринимателем Яценко В.Г, дополнительное соглашение к договору от 14.07.2013, Акт сдачи и приемки выполненных работ между индивидуальным предпринимателем Яценко В.Г. и ООО "Профтур", расходный кассовый ордер, выданный индивидуальному предпринимателю Яценко В.Г. в сумме 20 000 рублей ООО "Профтур".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, свидетельские показания пассажира Лунева М.И. представленные Департаментом в материалы дела, получены с нарушением действующего законодательства и, соответственно, не являются допустимыми доказательствами совершения Яценко В.Г. административного правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о заказном характере перевозки пассажиров, наличии договора фрахтования подтверждается представленными суду документами и показаниями свидетелей. Договора и платежные документы об оплате ООО "Профтур" соответствует списку туристов от 14.07.2013 года представленному Департаментом транспорта Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" суд установил, ООО "Профтур" согласно списка и выбранных мест производит посадку туристов в транспортное средство, сообщается каждому туристу маршрут и место подачи, сопровождение туристов до места отдыха, расселение и доставка туристов в г.Элисту производится лично руководителем ООО "Профтур", в договоре указан тип представляемого транспортного средства, сроки пребывания на отдыхе, размер оплаты за оказанные услуги.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о фрахтовании транспортного средства принадлежащего предпринимателю - не состоятелен, так как административным органом не доказан факт совершения предпринимателем вменяемого правонарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в наименовании дополнительного соглашения от 14.07.2013 относится к договору N 2 от 03.06.2013, в расходном кассовом ордере указано, что оплата производится по соглашению от 14.07.2013 к договору N 2 от 03.06.2013, а договора N 2 в деле нет, поэтому к документам следует относиться критически, отклоняется. В деле имеется договор аренды транспортного средства от 14.07.2013 и дополнительное соглашение от 14.07.2013, содержащие существенные условия: пункт назначения, стоимость услуг, что в совокупности подтверждает наличие договора фрахтования.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.11.2013 по делу N А22-1817/2013.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.11.2013 по делу N А22-1817/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1817/2013
Истец: ИП Яценко В, ИП Яценко В Г, Яценко В. Г.
Ответчик: Департамент транспорта Краснодарского края
Третье лицо: Сикоренко Светлана Викторовна