г. Томск |
|
25 октября 2011 г. |
Дело N А27-4507/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Колупаевой Л. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Мавлюкеевой А. М.
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области и Конюхова Алексея Сергеевича на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.07.2011 по делу N А27-4507/2011 (судья Ходякова О. С.) по заявлению открытого акционерного общества банка социального развития и строительства "Липецккомбанк", г.Липецк, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области, третье лицо: Конюхов Алексей Сергеевич, г. Новокузнецк, о признании недействительным решения о государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество банк социального развития и строительства "Липецкомбанк" (далее - Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) за N 4459 от 01.11.2010 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица ООО "Форсаж" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, об обязании Инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи от 01.11.2010 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Форсаж" в связи с его ликвидацией за государственным регистрационным номером 2104217128079 (в редакции уточнений требований от 27.06.2011).
Определением суда от 11.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Конюхов Алексей Сергеевич, являвшийся единственным учредителем ООО "Форсаж".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В качестве доводов в апелляционной жалобе налоговый орган указал, что заявителем был нарушен установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, выразившийся в представлении в налоговый орган недостоверного ликвидационного баланса, составленного и утвержденного ликвидационной комиссией без учета требований статьи 63 ГК РФ, то есть, при наличии непогашенной кредиторской задолженности перед банком.
Конюховым Алексеем Сергеевичем также подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Конюхов А.С. указал, что решение суда вынесено при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, не применении судом норм материального права, подлежащих обязательному применению.
Более подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.
Отзывы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлены.
В судебное заседание апелляционной инстанции, стороны не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266, АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, единственный участник (учредитель) ООО "Форсаж" Конюхов А.С. 05.05.2010 принял решение о ликвидации ООО "Форсаж", назначив ликвидатором Зайцеву Т.Н.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 09.06.2010 N 22 (278) опубликовано сообщение о ликвидации ООО "Форсаж".
25.10.2010 ликвидатор ООО "Форсаж" Зайцева Т.Н. представила в Инспекцию заявление и пакет документов на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, в том числе бухгалтерский баланс от 26.08.2010.
Инспекцией принято решение от 01.11.2010 N 4459 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица ООО "Форсаж" в связи с его ликвидацией по решению учредителя.
Банк, считая ликвидацию ООО "Форсаж" незаконной ввиду несоблюдения порядка ликвидации юридического лица, а также нарушения прав и законных интересов Банка в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Согласно статье 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлен статьей 22 Закона N 129-ФЗ.
В частности, в данной статье указано, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В соответствии со 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом "а" ч. 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно пункту 1 статьи 21 данного закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По иным основаниям регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Все необходимые документы для государственной регистрации юридического лица ООО "Форсаж" в связи с его ликвидацией были представлены в налоговый орган.
Между тем, из материалов дела усматривается, что ООО "Форсаж" был представлен в Инспекцию 12.08.2010 промежуточный ликвидационный баланс и 26.08.2010 ликвидационный баланс, в которых по строке 510 (займы и кредиты) раздела долгосрочные обязательства отражена кредиторская задолженность в сумме 87 400 000 руб. на начало отчетного периода и ноль на конец отчетного периода.
Судом установлено, что между ОАО банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" (кредитор) и ООО "Форсаж" (заемщик) 14.02.2007 заключен договор кредитной линии N 54/07, условия которого заемщиком были нарушены.
Согласно пункту 4 статьи 64 ГК РФ, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора, либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (ликвидатору).
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Так, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие обращение заявителя как кредитора с требованиями в отношении имеющейся у общества кредиторской задолженности.
Заочным решением Правобережного районного суда г. Липецка от 24.03.2010 иск удовлетворен.
Кроме того, Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 14.05.2010 по заявлениям ООО "Механические мастерские" и Конюхова А.С. отменено заочное решение Правобережного районного суда г. Липецка от 24.03.2010 по делу по иску ОАО банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" к ООО "Форсаж", ООО "Механические мастерские", Конюхову А.С. о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество. Судебное разбирательство возобновлено.
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 07.02.2011 отменено определение Правобережного районного суда г. Липецка от 19.01.2011 об оставлении указанного искового заявления без рассмотрения, исковое заявление ОАО банк социального развития и строительства "Липецккомбанк" принято к рассмотрению.
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 01.04.2011 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по настоящему делу.
Соответчиком по делу Правобережного районного суда г. Липецка является Конюхов А.С., с которым был заключен договор поручительства от 14.02.2007 N 54/07/1. Как следует из условий договора поручительства, поручитель взял на себя обязательства отвечать перед кредитором в том же объеме, что и ООО "Форсаж".
Конюхов А.С., являясь единственным участником ООО "Форсаж", на момент принятия 05.05.2010 решения о ликвидации Общества был осведомлен о наличии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности перед банком.
Из вышеизложенных обстоятельств следует, что ООО "Форсаж" не произвело соответствующих расчетов по кредиторской задолженности, не включил сумму непогашенной задолженности в ликвидационный баланс, в связи с чем нарушил требования пункта 5 статьи 63 ГК РФ.
Достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации вышеуказанного юридического лица.
В связи с этим имеются основания полагать, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе ООО "Форсаж" отражены недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данное нарушение оформления ликвидационного баланса является существенным, что препятствует налоговому органу производить государственную регистрацию ликвидации юридического лица.
Учитывая, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица ООО "Форсаж" не был соблюден, поданный в налоговый орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, налоговым органом неправомерно по собственной инициативе внесены записи в ЕГРЮЛ о признании записи о государственной регистрации юридического лица недействительной в связи с неполным представлением пакета документов на основании решения регистрирующего органа.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей.
Налоговый орган от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предпринимателем излишне уплачена государственная пошлина в размере 900 (девятьсот) рублей по чеку-ордеру от 02.08.2011, в связи с чем она подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Кемеровской области от 04.07.2011 по делу N А27-4507/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Конюхову Алексею Сергеевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 900 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 02.08.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Л. А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4507/2011
Истец: ОАО "Липецккомбанк", ОАО банк социального развития и строительства "Липецккомбанк"
Ответчик: ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка
Третье лицо: Конюхов Алексей Сергеевич, ООО "Форсаж", Правобережный районный суд города Липецка