г. Челябинск |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А76-20074/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "03" марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Арямова А.А. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 декабря 2013 г. по делу N А76-20074/2013 (судья Костылев И.В.),
В заседании принял участие представители:
Закрытого акционерного общества "Коммерческая строительная компания" - Русских Д.Г. (доверенность от 01.08.2013), Скворцов В.В. (решение от 25.01.2013 N 19);
Администрации города Челябинска - Васильченко П.А. (доверенность от 15.05.2013 N 05-642);
Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска - Секерина Э.А. (доверенность от 24.12.2013).
Закрытое акционерное общество "Коммерческая строительная компания" (далее - заявитель, ЗАО "Коммерческая строительная компания") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее-заинтересованное лицо, администрация г. Челябинска) о признании незаконным отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, изложенного в письме Администрации г. Челябинска от 25.06.2013 г. N 40-6728/часн.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска (далее - ГУАиГ), Комитет управления имуществом и земельными отношениями г. Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска), общество с ограниченной ответственностью "Мобилити" (далее - ООО "Мобилити").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20 декабря 2013 г. (резолютивная часть объявлена 16 декабря 2013 г.) требования заявителя удовлетворены. Признан недействительным отказ Администрации г. Челябинска в продлении срока действия разрешения на строительство ЗАО "Коммерческая строительная компания", изложенный в письме от 25.06.2013 г. N 40-6728/часн.
Администрации г. Челябинска вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО "Коммерческая строительная компания" посредством принятия решения в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу о продлении срока действия разрешения на строительство N RU74315000-20-10-2010 от 28.05.2010 г. на один календарный год
Не согласившись с принятым судебным актом, с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась Администрация г. Челябинска, которая просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции было допущено неправильное применение норм материального права, которое привело к принятию неправильного решения. Администрация г. Челябинска полагает отказ в продлении разрешения на строительство законным, так как срок действия разрешения на строительство N RU74315000-20-10-2010 истек 01.06.2013, заявитель обратился с заявлением о продлении срока действия разрешения только 11.06.2013, то есть по истечении срока, установленного ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
Постановлением Администрации города Челябинска от 21.12.2012 N 281-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства", согласно которому, в целях продления срока действия разрешения на строительство застройщик представляет в ГУАиГ установленный перечень документов.
Однако заявителем было представлено только заявление о продлении срока, без приложения документов, обосновывающих и подтверждающих необходимость продления срока действия разрешения на строительство. Данные документы не указаны как приложение к заявлению.
Податель апелляционной жалобы указывает, что специалистами ГУАиГ 04.06.2013 составлен акт осмотра территории, предназначенной для строительства объекта "Комплекс жилых домов со встроенным магазином и подземной автостоянкой: 1 очередь- 10-ти этажный 2-секционный жилой дом по ул. Ворошилова в Калининском районе города Челябинска", из которого следует, что по состоянию на 18.04.2013, 14.05.2013, 23.0.2013 работы по строительству объекта не начаты, котлован отсутствовал.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют, что за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство работы застройщиком по строительству объекта не начаты.
Полагает, что оспариваемый отказ в продлении срока действия разрешения на строительство является законным и обоснованным, подписан уполномоченным лицом, прав заявителя не нарушает, поскольку соответствует нормам действующего законодательства.
Представители Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, ООО "Мобилити" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель Администрации г. Челябинска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, КУиЗО предоставлен Заявителю в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:36:0602004:0054 по договору от 26.02.2009 для строительства комплекса жилых домов со встроенным магазином и подземной автостоянкой (л.д. 29-36).
Заявителю выдано Администрацией г. Челябинска разрешение на строительство комплекса жилых домов со встроенным магазином и подземной автостоянкой N RU74315000-20-10-2010 от 28.05.2010 со сроком действия до 01.06.2013 (л.д. 128).
Заявитель обратился в ГУАиГ, направив 01.04.2013 заказное письмо с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, указав верный адрес ГУАиГ г. Челябинска (г. Челябинск, ул. Воровского, 2) (конверт - л.д. 127). Однако по неизвестным заявителю причинам почтовое отправление было возвращено в его адрес. В суд первой инстанции представлен запечатанный конверт, адресованный ГУАиГ с отметкой почтовой службы о причине не вручения - истечение срока хранения.
Судом первой инстанции в судебном заседании в присутствии представителей заявителя, Администрации г. Челябинска и ГУАиГ был вскрыт данный конверт; в котором содержались: опись документов, направляемых в ГУАиГ г. Челябинска с отметкой почты России (л.д. 119), заявление от 29.03.2013 исх. N 20 о продлении срока действия разрешения на строительство до 01.03.2013 (л.д. 120), проект организации строительства и график производства работ (л.д. 122-126).
В связи с неполучением ответа на обращение о продлении срока действия на строительство заявитель повторно обратился в ГУАиГ г. Челябинска с заявлением от 31.05.2013 о продлении срока действия на строительство (л.д. 26). К данному заявлению были приложены копии ранее поданных заявлений, в том числе и заявление от 29.03.2013.
В ответ на обращение от 31.05.2013 Администрацией, в письме от 25.06.2013 N 40-6728/часн (л.д. 27), было отказано в продлении срока действия разрешения на строительство. Основанием для отказа послужило, что заявление о продлении срока действия разрешения на строительство не содержит срок, на который необходимо продлить разрешение, а также не содержит причин, по которым строительство объекта не окончено в срок. Также не представлены документы, обосновывающие необходимость продления срока действия разрешения на строительство.
Также причинами отказа послужило: не приложенные к заявлению о продлении срока действия разрешения на строительство 2 оригинала разрешения на строительство, заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подано после истечения срока действия разрешения на строительство, установление того, что строительство объекта не начато.
Вместе с тем, материалы дела содержат договор строительного подряда на строительство многоквартирного жилого дома N 1/2013 от 22.02.2013 (том 1, л.д. 47-52), акт о приемке выполненных работ от 28.03.2013 (л.д. 53), генеральным подрядчиком были выполнены работы - устройство буронабивных свай. Также факт начала строительства объекта подтверждается представленными в материалы дела фотографиями (л.д. 129-132). Факт пропуска Заявителем срока на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство является не подтвержденным, поскольку Заявителем 01.04.2013 г. было отправлено соответствующее заказное письмо в ГУАиГ г. Челябинска. Факт не получения адресатом данного письма не обусловлен действиями Заявителя.
Несогласие с оспариваемым отказом послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.04.2007 N 286-О-О указал, что граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности; при рассмотрении подобных дел арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права граждан (организаций, иных лиц), соответствует ли законам и иным актам отраслевого законодательства, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, в случае признания недействительным ненормативного правового акта, либо решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, в резолютивной части решения суд указывает на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив способ устранения нарушенных прав.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации г. Челябинска не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с Уставом города Челябинска Администрация города Челябинска обладает полномочиями по выдаче в установленном законом порядке разрешения на строительство объектов недвижимости (подпункты 16, 18 пункта 4 Устава города Челябинска).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 7 названной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются, в том числе следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 11 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям,
установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 19 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
В силу части 20 названной статьи срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Часть 20 статьи 51 ГрК РФ предусматривает упрощенный порядок продления срока действия разрешения на строительство по сравнению с его первоначальной выдачей.
Заявителю выдано Администрацией г. Челябинска разрешение на строительство, со сроком действия до 01.06.2013.
Вместе с тем, в соответствии с частью 19 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. При этом, срок действия разрешения на строительства следует исчислять с момента выдачи разрешения.
Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено включение в срок действия разрешения на строительства срока ранее выданного разрешения на строительство.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, факт выдачи Администрацией г. Челябинска разрешения на строительство комплекса жилых домов со встроенным магазином и подземной автостоянкой N RU74315000-20-10-2010 от 28.05.2010 подтверждается и свидетельствует о наличии надлежащим образом оформленной проектной документации и о соответствии данной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ данное соответствие является обязательным условием для выдачи разрешения на строительство, независимо от этапа строительства.
Суд апелляционной инстанции полагает, что последствия пропуска заявителем срока, предусмотренного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ для подачи обращения о продлении срока действия разрешения на строительство нормативно не определены.
Как верно указал суд первой инстанции, названный срок является организационным, и его наличие обусловлено необходимостью обеспечения рассмотрения заявления (обращения) до даты истечения срока действия разрешения на строительство.
Довод Администрации г. Челябинска о пропуске заявителем срока для обращения о продлении срока действия разрешения на строительство судом отклоняется, поскольку исходя из буквального толкования ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, пропуск этого срока не может являться основанием для отказа в продлении разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах отказ в продлении разрешения на строительство не соответствует части 20 статьи 51 ГрК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Администрации о том, что заявитель не указал, на какой срок он просит продлить действие разрешения на строительство, поскольку к заявлению от 31.05.2013 г. было приложено заявление от 29.03.2013 г., в котором указан срок, до которого заявитель просит продлить разрешение на строительство.
Основание отказа о необходимости приложения к заявлению двух оригиналов разрешений на строительство, Администрацией нормативно не обосновано.
Кроме того, заявитель обосновал причины нарушения сроков строительства в заявлении от 29.03.2013 г. (приложено к поступившему в ГУАиГ г. Челябинска заявлению от 31.05.2013 г.), а именно задержки в подготовке и оформлении дополнительных соглашений к договору аренды земельного участка со стороны КУИиЗО г. Челябинска.
Также основанием для отказа в продлении строка действия разрешения на строительство является то, что строительство не начато до истечения срока подачи такого заявления. Однако работы по устройству буронабивных свай выполнены в марте 2013 г. Кроме того, заявителем представлена документация того, что строительные работы осуществлялись.
Суд апелляционной инстанции также считает, что первоначально заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подано без нарушения срока - 01.04.2013, в связи, с чем довод Администрации, что заявление о продлении подано после истечения срока действия разрешения на строительство, необоснован и подлежит отклонению.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Администрации г. Челябинска в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ и обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "КСК".
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Челябинска об утрате обществом права на продление срока разрешения на строительство в порядке ч. 20 ст. 51 ГрК РФ повторяют позицию Администрации г. Челябинска, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в полном объеме как не соответствующие установленным по делу обстоятельствам и приведенным судами нормам права.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20 декабря 2013 г. по делу N А76-20074/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В.Баканов |
Судьи |
А.А.Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20074/2013
Истец: ЗАО "Коммерческая строительная клмпания", ЗАО "Коммерческая строительная компания"
Ответчик: Администрация г. Челябинска
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, ГУАИГ Администрации г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, КУИЗО Администрации г. Челябинска, ООО "Мобилити"