г. Томск |
|
3 марта 2014 г. |
Дело N А02-1578/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.03.2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е. И. Захарчук
судей: И.И. Терехиной, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола помощником судьи С.Г. Захаренко
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен),
от ответчиков: явились (извещены),
от третьих лиц: явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (07АП-810/14) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 18 декабря 2013 года по делу N А02-1578/2013
(судья О.Л. Новикова)
по иску Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ортолыкская средняя общеобразовательная школа имени М. И. Лапшина"
к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации муниципального образования "Кош-Агачский район"
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство образования, науки и молодежной политике Республики Алтай,
о взыскании 2 948 452,04 руб.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ортолыкская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Лапшина" (далее - МБОУ "Ортолыкская СОШ") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) о взыскании 2 948 452,04 руб.
Иск обоснован ссылками на пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 18 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Республики Алтай обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ответчик при утверждении лимитов на осуществление переданных полномочий руководствовался действующими нормативными правовыми актами Республики Алтай и доказательств их нарушения или несоблюдения истцом не представлено, расчеты были произведены на основании предоставленных администрацией муниципального образования "Кош - Агачский район" сведений. Кроме того, судом не исследованы решения Кош - Агачского районного суда Республики Алтай, которые послужили основанием увеличения исковых требований до 2 963 960,20 руб., поскольку истцом первоначально представлен расчет убытков, которые составляли 1 911 761,56 руб.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, решениями Кош-Агачский районный суд Республики Алтай удовлетворил исковые требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай, обязав МБОУ "Ортолыкская СОШ" установить работникам технического персонала МБОУ "Ортолыкская СОШ" заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы с 01 октября 2012 года.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая обязанность на муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Теленгит- Сортогойская СОШ" установить заработную плату работникам без учета районного коэффициента и северной надбавки не ниже минимального размера оплаты труда суд исходил из того, что согласно расчетным листкам заработная плата работников образовательного учреждения без учета районного коэффициента и северной надбавки ниже минимального размера оплаты труда, что противоречит требованиям трудового законодательства, так как для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
В целях исполнения вступивших в законную силу решений суда МБОУ "Ортолыкская СОШ" было утверждено новое штатное расписание и произведен перерасчет заработной платы, согласно которому запланированных на 2013 год денежных средств недостаточно для выплаты заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда работникам без учета районного коэффициента и северной надбавки, поэтому отсутствие со стороны Республики Алтай дополнительного финансирования явилось основанием для обращения в суд с исследуемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности и обоснованности требований Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ортолыкская средняя общеобразовательная школа имени М. И. Лапшина".
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела, признаются правильными судом апелляционной инстанции.
Согласно расчетам истца для выплаты заработной платы работникам образовательного учреждения не ниже минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и северной надбавки необходимо предоставление дополнительных денежных средств, сверх тех, которые ранее были предусмотрены в качестве субвенций в бюджете на 2013 год. При этом на обращение о выделении дополнительного финансирования Республика Алтай в лице компетентных органов, отвечающих за финансовые обязательства, не отреагировала.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками в силу статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пункта 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Расходными обязательствами, согласно абзацу двадцатому статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
14 мая 2008 принят Закон Республики Алтай N 47-РЗ (далее - Закон N 47-РЗ), наделяющий органы местного самоуправления в Республике Алтай государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов (статья 1 Закона N 47-РЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Закона N 47-РЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай, объем и распределение которых между муниципальными образованиями определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону.
Таким образом, из приведенных положений следует, что финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай относится к расходным обязательствам Республики Алтай. Указанное обстоятельство представитель Министерства финансов Республики Алтай признал.
Наделение Республикой Алтай органов местного самоуправления в Республике Алтай государственными полномочиями по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Судом первой инстанции установлено, что на основании Закона Республики Алтай от 14.05. 2008 N 47- РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Алтай", Закона Республики Алтай от 14.05.2008 N 51-РЗ "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений", постановления Правительства Республики Алтай от 07.06.2008 N 127 "О расчете нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений" финансовые средства для оплаты труда в расчете на одного обучающегося на 2013 год поступили в муниципальное образование "Кош-Агачский район с последующим их распределением по общеобразовательным учреждениям.
Как следует из представленных в материалы дела документов денежные средства, полученные в 2012 и 2013 из республиканского бюджета в виде субвенций, были использованы МО "Кош-Агачский район" по целевому назначению. Поскольку нецелевого использования денежных средств, поступивших МО "Кош-Агачский район" для оплаты в 2013 труда работников общеобразовательных учреждений и распределенных Управлением образования, спорта и молодежной политики МО "Кош-Агачский район" по образовательным учреждениям, не установлено, надлежащим ответчиком по делу является Республика Алтай в лице Минфина Республики Алтай, не исполнившая в полном объеме установленную Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ и Законом N 47-РЗ обязанность по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников образовательного учреждения.
Отсутствие дополнительного финансирования позволяет сделать вывод о бездействии Республики Алтай, обусловившем невыплату заработной платы, размер которой определен на основании вступивших в законную силу решений суда, обязательных к исполнению.
Таким образом, причинно-следственная связь между бездействием и наступившими последствиями судом установлена. Размер убытков подлежит взысканию из расчета по 31 декабря 2013 года, поскольку финансирование оплаты труда осуществляется заблаговременно исходя из числа работников и заработной платы каждого из них.
Из представленного расчета, основанного на вступивших в законную силу судебных актах, следует, что объем недофинансирования составляет 2 948 452,04 руб.
Ответчик произведенный истцом расчет не оспорил, доказательств в его опровержение не представил, денежные средства в целях финансирования данных расходов не выделил.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер средств, необходимых истцу для исполнения решений Кош-Агачского районного суда составляет 2 948 452,04 руб.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 18 декабря 2013 года по делу N А02-1578/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е. И. Захарчук |
Судьи: |
И.И. Терехина О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1578/2013
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ортолыкская средняя общеобразовательная школа имени М. И. Лапшина"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район", Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Управление образования, спорта и молодежной политики администрации муниципального образования "Кош-Агачский район"
Третье лицо: Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай