г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А21-2839/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М. К. Федуловой,
при участии:
от истца (заявителя): О. В. Ярославская, доверенность от 13.05.2013;
от ответчика (должника): А. А. Кручинин, доверенность от 07.05.2013 N 8; Ю. В. Володько, доверенность от 22.05.2013 N 04-03/13;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1254/2014) Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2013 по делу N А21-2839/2013 (судья Д. В. Широченко), принятое
по иску (заявлению) Калининградской региональной общественной организации инвалидов имени Чернышева С.С.
к Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области
о признании недействительными решений
установил:
Калининградская региональная общественная организация инвалидов имени Чернышева С.С. (ОГРН 1043918502242, адрес 238441, Калининградская область, Багратионовский район, Пограничный поселок сельского типа) (далее - КРООИ, налогоплательщик, заявитель) обратилась в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (ОГРН 1043917999993, адрес 238300, Калининградская область, Гурьевск, Крайняя улица, 1) (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 10 по КО, ответчик) о признании недействительными решений от 25.12.2012 N 3754, от 28.12.2012 N 3895, от 15.03.2013 N 4248 (с учетом объединения дел и уточнения требований).
Решением суда первой инстанции от 21.11.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 10 по КО просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы подателя жалобы в обоснование своей позиции сводятся к тому, что КРООИ неправомерно применена льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ; общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ; общая сумма расходов, направленных на уставные цели, в общей сумме полученной от коммерческой деятельности выручки составила 0,3% за 1 квартал 2012, 0,2% за 2 квартал 2012 и 0,6% за 3 квартал 2012; Инспекция правомерно начислила НДС по ставке 18% вместо пониженной ставки 10%; в представленных заявителем счетах-фактурах сумма НДС не отражена; какие-либо документы, свидетельствующие о раздельном учете продукции, облагаемой по ставкам 10 и 18 процентов, заявителем не представлены, что свидетельствует об отсутствии у заявителя раздельного учета продукции, облагаемой по разным ставкам налога; заявитель самостоятельно не определял налоговую базу при реализации продукции, облагаемой НДС по ставкам 10 и 18 процентов.
Ходатайство Инспекции о приобщении дополнительных доказательств удовлетворено апелляционным судом, в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица отказано, поскольку данное ходатайство не основано на нормах АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций КРООИ по НДС за 1, 2, 3 кварталы 2012 налоговым органом были вынесены оспариваемые решения.
Решением от 25.12.2012 N 3754 КРООИ было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 14467231,80 руб., начислены пени в сумме 4273660,46 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в размере 72336159 руб., пени, штраф.
Решением от 28.12.2012 N 3895 КРООИ было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 6893068,60 руб., начислены пени в сумме 1224572,79 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в размере 34465343 руб., пени, штраф.
Решением от 15.03.2013 N 4248 КРООИ было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 451463,40 руб., начислены пени в сумме 71180,73 руб., предложено уплатить недоимку по НДС в размере 2257317 руб., пени, штраф.
Основанием для вынесения указанных решений послужили выводы Инспекции о том, что КРООИ неправомерно применена льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ; КРООИ необоснованно применяла НДС по пониженной ставке 10%.
Эпизод с применением КРООИ ставки НДС 10%.
КРООИ были представлены в налоговый орган документы, подтверждающие производство товаров, книги покупок, продаж, счета-фактуры выданные и полученные, договоры на реализацию готовой продукции с документами, подтверждающими фактическую реализацию (таможенные декларации на вывозимую готовую продукцию), договоры с покупателями, накладные.
Из представленных документов следует, что в проверяемом периоде КРООИ были реализованы мясопродукты собственного производства. Покупателями товаров являлись российские организации, зарегистрированные и ведущие свою деятельность за пределами Калининградской области на территории Российской Федерации.
Поскольку реализация товара была связана с перемещением произведенной заявителем продукции через таможенную границу Российской Федерации, КРООИ осуществляла таможенное декларирование перемещаемых в целях реализации товаров с заявлением соответствующей таможенной процедуры.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации следующих продовольственных товаров: мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного).
В проверяемых периодах, как следует из материалов дела, КРООИ осуществляла реализацию указанных продовольственных товаров, реализация которых производится по налоговой ставке НДС 10%.
Следовательно, у налогоплательщика имелось право на исчисление НДС с реализации товара именно по указанной налоговой ставке, а не по ставке НДС 18%.
При этом, некорректное ведение раздельного учета хозяйственных операций, облагаемых по разным налоговым ставкам, либо отсутствие такого учета, не свидетельствует об отсутствии права у налогоплательщика на применение ставки по НДС 10% при соблюдении установленных НК РФ условий применения такой ставки.
КРООИ были представлены налоговому органу документы, достаточные для правильного определения налоговой базы по НДС и расчета НДС исходя из ставки налога 10%.
Инспекция представила в апелляционный суд расчет доначисленных налогов по оспариваемым решениям, исходя из ставок НДС 10% и 18%.
Поскольку у налогоплательщика имелось право на применение ставки НДС 10%, с учетом не опровергнутого КРООИ расчета Инспекции, оспариваемые решения налогового органа в части доначислений по НДС, превышающих начисления по ставке 10%, подлежат признанию недействительными.
Эпизод с применением льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Исходя из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Предпринимательская деятельность общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Заявитель зарегистрирован как общественная организация инвалидов, среди членов которой численность инвалидов составляет более 80 процентов.
Согласно пункту 5.6 Устава, организация не преследует в качестве основной цели извлечение прибыли, прибыль направляется на достижение уставных целей организации (создание условий для благоприятного существования инвалидов, поддержки инициатив инвалидов) и не подлежит перераспределению между членами организации.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде заявитель осуществлял предпринимательскую деятельность по производству и реализации мясопродуктов.
Согласно произведенному налоговым органом расчету удельный вес суммы расходов, направленных на уставные цели, в общей сумме полученной от коммерческой деятельности выручки КРООИ, составил 0,3% за 1 квартал 2012, 0,2% за 2 квартал 2012 и 0,6% за 3 квартал 2012.
Апелляционный суд полагает, что, исходя из вышеприведенных обстоятельств, защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации инвалидов, не были в ее деятельности приоритетными и она не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Следовательно, выводы налогового органа по данному эпизоду являются обоснованным.
Таким образом, оспариваемые решения Инспекции подлежат признанию недействительными в следующих частях: решение N 3754 в части доначисления НДС в сумме 19184161 руб., соответствующих пени и штрафа, решение N 3895 в части доначисления НДС в сумме 10 061 719 руб., соответствующих пени и налоговых санкций, решение N 4248 в части доначисления НДС в сумме 806 696 руб., соответствующих пени и налоговых санкций.
В остальной части требования КРООИ удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2013 по делу N А21-2839/2013 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области от 25.12.2012 N 3754 в части доначисления НДС в сумме 19 184 161 руб., соответствующих пени и налоговых санкций.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области от 28.12.2012 N 3895 в части доначисления НДС в сумме 10 061 719 руб., соответствующих пени и налоговых санкций.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Калининградской области от 15.03.2013 N 4248 в части доначисления НДС в сумме 806 696 руб., соответствующих пени и налоговых санкций.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Возвратить КРООИ им. Чернышева С.С. из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанциям от 26.03.2013 государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2839/2013
Истец: Калининградская региональная общественная организация имени Чернышева С. С., Калининградская региональная общественная организация пи. Чернышева С. С.
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N10 по Калининградской области, МИФНС России N10 по К/о