г. Владимир |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А79-6242/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 28.02.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чувашское" (ИНН 2116476071, ОГРН 1062135016712, Чувашская Республика, п. Кугеси) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.01.2014 по делу N А79-6242/2013, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению закрытого акционерного общества "Чувашское" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарске от 16.07.2013 N 515, о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Закрытое акционерное общество "Чувашское" в поступившем в пояснении к отзыву ходатайстве от 19.02.2014 N 20 (входящий номер 01АП-749/14 от 24.02.2014), просит рассмотреть жалобу в его отсутствие;
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарске в поступившем в отзыве ходатайстве от 10.02.2014 N 213 (входящий номер 01АП-749/14 от 18.02.2014) также просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарске (далее - Отдел, административный орган) от 06.05.2013 N 135 в отношении закрытого акционерного общества "Чувашское" (далее - ЗАО "Чувашское", Общество, заявитель) проведена плановая выездная проверка, о чем составлен в акт проверки от 06.06.2013 N 135.
В ходе проверки, проведенной с участием законного представителя ЗАО "Чувашское", выявлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических при обращении с отходами производства и потребления, а именно:
- не соблюдается установленная санитарно-защитная зона в радиусе 500 метров от свалки ТБО д. Ильбеши. Ближайшая селитебная территория размещена на расстоянии 400 метров. В нарушение первоначально отведенной границы, в санитарно- защитной зоне свалки ТБО в сторону д. Ильбеши организовано складирование отходов ТБО; в санитарно-защитной зоне свалки допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, территорий садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания;
- не разработан проект организации санитарно-защитной зоны свалки ТБО, не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны;
-на выезде с территории свалки не предусмотрена контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств;
-не по всему периметру свалки ТБО устроено ограждение, вал или траншея (с восточной стороны свалки, вдоль грунтовой дороги ограждение, обвалование, озеленение отсутствует);
- с северной стороны имеется уклон в сторону населенного пункта д. Ильбеши. Смывные воды с территории свалки из-за отсутствия обвалования попадают в близлежащий овраг, далее в речку в черте населенного пункта. Отсутствует по периметру обваловка, обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
- складирование ТБО допускается без рабочей карты, без соблюдения инструкций по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; складирование отходов проводится без изоляционных слоев; промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО не проводятся;
- не организован производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов по химическим и бактериологическим показателям, атмосферного воздуха, почв в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона ТБО; лабораторные исследования данных факторов за последние годы не проводились. В грунтовых и поверхностных водах не определены содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы не исследованы на гельминтологические и бактериологические показатели;
- не организовано ежеквартальное исследование проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Не исследованы пробы атмосферного воздуха на метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол;
- не проведены исследования качества почвы на границах санитарно-защитной зоны свалки ТБО по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Отсутствуют исследования на содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. Отсутствуют исследования по микробиологическим показателям: общее бактериальное число, колититр, титр протея, яйца гельминтов;
- по свалке ТБО отсутствуют и не используются переносные сетчатые ограждения при проведении разгрузок и складирования ТБО, устанавливаемых перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к месту складирования;
* при размещении отходов из лечебно-профилактических учреждений не соблюдаются требования СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами". Все отходы разного класса (А, Б, В) из лечебно-профилактических учреждений складируются на свалке вместе с отходами ТБО без рабочей карты.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Отдела в присутствии законного представителя заявителя в отношении ЗАО "Чувашское" 21.06.2013 составило протокол об административном правонарушении N 545.
При составлении протокола законный представитель Общества, не оспаривая по существу факт установленных правонарушений, указал, что полигон ТБО находится на балансе собственника - администрации Чебоксарского района Чувашской Республики-Чувашии.
16.07.203 уполномоченное должностное лицо Отдела вынесло постановление об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, назначив ЗАО "Чувашское" наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление по делу вынесено в отсутствие законного представителя Общества при надлежащем его извещении на основании определения от 25.06.2013, полученного заявителем 26.06.2013.
Посчитав данное постановление незаконным и подлежащим отмене, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд решением от 26.12.2013 отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При этом суд первой инстанции счел доказанными факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения, а также вину Общества в совершении данного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Чувашское" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество указало на отсутствие в его действиях состава рассматриваемого административного правонарушения, поскольку ЗАО "Чувашское" относится к предприятиям 4 класса опасности, для которых санитарно- защитная зона не устанавливается.
Отсутствие нарушений санитарно-эпидемиологических требований на территории Ильбешевского полигона, по мнению заявителя, подтверждается проведенными Испытательным лабораторным центром ФБУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике" в мае-июне 2013 года исследованиями почвы, атмосферы, сточных вод.
Кроме того, Общество обращает внимание суда на то, что рассматриваемый земельный участок (свалка) принадлежит ЗАО "Чувашское" на праве аренды, собственником свалки является администрация Чебоксарского района Чувашской Республики.
Общество полагает, что срок устранения нарушений, установленных по результатам ранее проведенной проверки, указанный в выданном ему предписании от 06.06.2013 N 135 (до 01.10.2014), еще не истек.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, и пояснениях Общества к отзыву, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, с учетом следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 21 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 32 Закона N 52-ФЗ).
Ненадлежащее исполнение заявителем требований пункта 4.1.3 СанПиН 2.1.5.980-00, пунктов 2.5, 3.7, 3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", пунктов 3.2, 4.3, 4.4, 5.1, 5.3, 6.4, 6.7, 6.8, 6.9, СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", пунктов 1.5, 2.3 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий" подтверждено материалами дела
Разделом 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Согласно пункту 7.1.12 раздела 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов относятся к 1 классу с санитарно-защитной зоной 1000 м.
Поэтому судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что санитарно-эпидемиологическим заключением от 11.11.2008 (л.д.99) заявитель отнесен к 4 классу, для которого не установлена санитарно-защитная зона.
Указанное заключение предусматривает размещение и использование на полигоне ТБО, эксплуатируемым заявителем, отходов 4 класса опасности, что не влияет на классификацию полигона в соответствии с разделом 7 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Представленные Обществом протоколы измерений и лабораторных исследований не свидетельствуют о надлежащем проведении производственного контроля в сфере обращения с отходами, так как данные исследования проведены по инициативе Отдела.
В ходе проверки установлено, что лабораторная служба у Общества отсутствует, на свалке не организован внутренний производственный контроль за составом поступающих отходов, включая их фракционный, морфологический и химический состав. В связи с этим на свалке бесконтрольно допускается размещение различных отходов, включая отходы 1,2,3 классов опасности.
Производственный контроль с 2008 года на свалке ТБО как ведомственными, так и аккредитованными лабораториями других организаций не осуществляется.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение ЗАО "Чувашское" санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Довод заявителя о проведении в 2012 году плановой проверки обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку согласно материалам дела в 2012 году проводилась внеплановая проверка по обращению ОАО "МРСК Волги".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что собственником земельного участка, на котором находится полигон ТБО, является администрация Чебоксарского района Чувашской Республики-Чувашии, не влияет на правовую квалификацию и характер совершенного заявителем административного правоанрушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Следовательно, Общество правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ЗАО "Чувашское" удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.01.2014 по делу N А79-6242/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чувашское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6242/2013
Истец: ЗАО "Чувашское", ЗАО "Чувашское"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии