город Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2014 г. |
дело N А53-24216/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Городская Коммунальная Служба" представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах: представитель по доверенности от 15.01.2014, Зиновьева С.Г.
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Коммунальная Служба" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 по делу N А53-24216/2013, принятое судьей Пименовым С.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская Коммунальная Служба" к заинтересованному лицу - территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская Коммунальная Служба" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к территориальному отделу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2013 N 1210 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что установлен ненадлежащий субъект административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принимал участие представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах, возражал против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Городская Коммунальная Служба" представителя не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
11.09.2013 прокуратурой г.Таганрога Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности общества с ограниченной ответственностью "Городская Коммунальная Служба".
В ходе проведённой проверки установлено следующее.
По состоянию на 01.09.2013 общество осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 17-1, 19, 25-1, ул. Чехова, 154А, 335-3, 353-3, ул. Свободы, 29, ул. Ломакина, 108, 110, 10-й переулок,121, ул. С. Шило, 239, 239А, ул. Театральная, 17.
В целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных договорами управления многоквартирными жилыми домами между обществом с ограниченной ответственностью "Городская коммунальная служба" и муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство" заключён договор на сбор, вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов.
11.09.2013 прокуратурой г.Таганрога было проведено обследование придомовых территорий многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении общества, а также контейнерных площадок многоквартирных жилых домов.
В ходе обследования установлено, что на придомовых территориях указанных многоквартирных домов отсутствуют контейнерные площадки для сбора твёрдых бытовых отходов, что затрудняет сбор отходов от жителей многоквартирных жилых домов.
Вместе с тем, на муниципальной земле рядом с указанными домами установлены контейнерные площадки, предназначенные для использования жителями нескольких домов одновременно.
Обществом не организованы контейнерные площадки на придомовых территориях для многоквартирных домов N 17-1, 19 и 25-1 по ул. Котлостроительная, N 154а, 335-3, 353-3 по ул. Чехова, N 29 по ул. Свободы, N 108, 110 по ул. Ломакина, N 121 по 10-му переулку, N 239, 239а по ул. С. Шило, N 171 по ул. Театральной. Кроме этого, ряд контейнерных площадок, которые используют жители многоквартирных жилых домов, находящиеся в управлении общества, для сбора и размещения твёрдых бытовых отходов, не соответствуют требованиям законодательства.
17.09.2013 исполняющим обязанности заместителя прокурора г. Таганрога Ростовской области в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании статей 23.29, 25.11, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Городская Коммунальная Служба" передано в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах для принятия решения по существу.
15 октября 20013 начальник территориального отдела Управления в отношении общества вынес постановление по делу об административном правонарушении N 1210, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с действиями управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Дело принято судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ под обращением с отходами, следует понимать деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Из содержания статьи 11 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
На основании пункта 1.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утверждённых Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твёрдых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям "Санитарных правил содержания территорий населённых мест".
Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В соответствии с пунктами 2.1.3, 2.2.11 СанПин 42-128-4690-88 на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров.
Согласно пункту 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
В ходе проведённой прокуратурой г. Таганрога проверки установлено, что по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроительная, 17-1, 19, 25-1, ул. Чехова, 154А, 335-3, 353-3, ул. Свободы, 29, ул. Ломакина, 108, 110, 10-й переулок,121, ул. С. Шило, 239, 239 А, ул. Театральная, 17 рядом с установленными контейнерными площадками имеет место скопление строительного мусора и бытовых отходов.
Общество является управляющей организацией многоквартирных жилых домов по указанным адресам.
Согласно пункту 1 статьи 161 и пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации общество должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также иные обязанности, предусмотренные законом. Следовательно, управляющая компания, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
В соответствии с пунктами 10, 42, подпунктом "д" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твёрдых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Таким образом, сооружение площадки для контейнеров и вывоз твёрдых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и подчинено целям обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах.
Отклоняется довод общества о том, что установлен ненадлежащий субъект административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства, поскольку общество, заключив договор на управление многоквартирными домами, взяло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах получая финансовую выгоду, в том числе по эксплуатации мусорных контейнеров, являющихся в соответствии с вышеуказанными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда объектами, используемыми для сбора твёрдых бытовых отходов и предназначенными для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что обществом при эксплуатации мусорных контейнеров, используемых для сбора твёрдых бытовых отходов и предназначенных для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, допущены нарушения санитарных правил и норм, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чем отклоняется довод общества об отсутствии вины.
Заключение управляющей компанией договора от 14.12.2012 с МУП "Спецавтохозяйство" на сбор, вывоз и утилизацию твёрдых бытовых отходов не освобождает заявителя от ответственности за несоответствие контейнерных площадок требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В рамках договорных отношений общество должно осуществлять контроль режима вывоза бытовых отходов с территорий контейнерных площадок.
Вина управляющей организации в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.
Оценив имеющиеся материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела достоверно подтверждается наличие в действиях общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному па всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление Управления является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 по делу N А53-24216/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Городская Коммунальная Служба" ИНН 6154086785 ОГРН 1126154002590 ошибочно уплаченную по платежному поручению от 22.01.2014 N 28 государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24216/2013
Истец: ООО "Городская Коммунальная Служба"
Ответчик: ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО, в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах