г. Томск |
|
14 августа 2008 г. |
Дело N А45-3268/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.
судей: Залевской Е.А., Солодилова А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.
при участии:
от заявителя: Стриж Н.Ю. - доверенность от 11.12.07г.
от ответчика: не явился
от третьего лица: Окулова Л.А. - доверенность от 09.01.08г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.05.2008 года по делу N А45-3268/2008-46/58 по заявлению ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска к ООО "СтройПроект" о признании недействительной государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы, третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части местонахождения ООО "СтройПроект", внесенных от 23.11.2005 года N 1027000892093.
Решением от 21.05.2008 года по делу N А45-3268/2008-46/58 Арбитражный суд Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.05.2008 года по делу N А45-3268/2008-46/58 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска требования удовлетворить.
В обосновании жалобы ее податель ссылается на то, что государственная регистрация ООО "СтройПроект" не законна, поскольку заявление и учредительные документы, представленные обществом для государственной регистрации содержат заведомо ложные сведения о местонахождении юридического лица. Указанное обстоятельство свидетельствует о допущенных при регистрации грубых нарушениях.
Представленные ООО "СтройПроект" недостоверные сведения нарушает права неограниченного круга лиц на получение недостоверной информации и права налогового органа, связанные с осуществлением налогового контроля.
ООО "СтройПроект" о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен, надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии со ст. 156 АПК РЫФ, жалоба рассмотрена в отсутствии представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "ФОР-Люкс" Гладковым А.В. принято решение от 17.11.2005 года об изменении состава участников Общества, его наименовании и местонахождении.
Гладков А.В. обратился с заявлением о государственной регистрации в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Томску, согласно которому новым наименованием Общества является ООО "СтройПроект", а адресом места нахождения юридического лица и его исполнительного органа является: г.Новосибирск, ул. Фрунзе, 5.
23 ноября 2005 года произведена государственная регистрация, вносимых в учредительные документы ООО "СтройПроект" в связи с изменением наименования Общества и местонахождения юридического лица.
После чего ООО "СтройПроект" снято с налогового учета в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску и поставлено на налоговый учет в Инспекцию ФНС по Центральному району г. Новосибирска.
В результате проведенных ИФНС по Центральному району г. Новосибирска мероприятий по налоговому контролю выявлено следующее.
По адресу, указанному в изменениях в учредительные документы, и заявлении о государственной регистрации изменений Общество с ограниченной ответственностью "СтройПроект" не располагается, по данному адресу находится ОАО "Сибгипрошахт".
Инспекцией ФНС по Центральному району г. Новосибирска сделан запрос в указанную организацию о предоставлении информации о заключенных договорах аренды между ним и обществом. В ответ на запрос получено сообщение о том, что договоров аренды с ООО "СтройПроект" не заключалось, и, соответственно, общество по указанному адресу не находится.
В результате проведенных мероприятий налогового контроля был сделан вывод о том, что в связи с указанием недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица государственная регистрация подлежит признанию недействительной.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Инспекции ФНС по Центральному району г. Новосибирска в Арбитражный суд Новосибирской области с вышеуказанным требованием.
Решением от 21.05.2008 года по делу N А45-3268/2008-46/58 Арбитражный суд Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказал, на том основании, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ. Оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, у регистрирующего органа не имелось. Каких-либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений, заявитель не приводит. Между тем указанные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей.
Учитывая имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции ошибочными, при этом суд исходит из следующего.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе).
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеназванных норм материального права, у налогового органа имеется право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Статья 18 Закона N 129-ФЗ гласит, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ, формально процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129) не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Статья 23 данного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации обуславливает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Однако данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Данная позиция апелляционного суда подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (например: постановления ФАС ЗСО от 16.01.2008 г. N Ф04-235/2008(725-А45-40), от 21.11.2007 г. N Ф04-8161/2007(40437-А46-26), от 20.02.2008 г. N Ф04-1021/2008(713-А03-40).
Кроме того, из представленной в материалы дела справки Главного управления внутренних дел по Новосибирской области N 50/3136 от 26.03.2008 года следует, что Гладков Алексей Васильевич по месту регистрации не проживает, неоднократно привлекался к административной и уголовной ответственности, паспорт на его имя был утерян. По данным ЕГРЮЛ по Новосибирской области Гладков А.В. значится руководителем более 15 юридических лиц.
Таким образом, факт осуществление государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные данные, подтверждается материалами дела, а именно актом обследования местонахождения юридического лица от 28.05.2007 года, справкой ГУВД по Новосибирской области.
При изложенных обстоятельствах, Арбитражным судом Новосибирской области вынесено решение без учета фактических обстоятельств дела и требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.2 ст.269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.05.2008 года по делу N А45-3268/2008-46/58 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным государственную регистрацию изменений внесенных в учредительные документы ООО "ФОР-Люкс" (ООО "СтройПроект") от 23.11.205г. за основным государственным номером 1027000892093, как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Хайкина С. Н. |
Судьи |
Солодилов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3268/2008
Истец: ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "СтройПроект", ООО "СтройПроект" г. Новосибирск
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы России по г. Томску, ИФНС России по г. Томску N3
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4334/2008