г. Томск |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А27-7982/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вайшля Ю.В.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Парахиной Е.В. по доверенности от 29.07.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.10.2011 по делу N А27-7982/2011 (судья Власов В. В.) по заявлению закрытого акционерного общества "Разрез Евтинский", Беловский район, с. Каракан (ИНН 4209001807, ОГРН 1024200553134), к Государственному предприятию Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", г. Кемерово (ИНН 4205006850, ОГРН 1024200683561), о признании незаконным отказа N 103 от 29.03.2011 в выдаче кадастрового паспорта и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Разрез Евтинский" (далее - ЗАО "Разрез Евтинский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа N 103 от 29.03.2011 Государственного предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" (далее - ГП КО "ЦТИ Кемеровской области", заинтересованное лицо) об отказе в выдаче кадастрового паспорта в отношении объекта недвижимости: первого пускового комплекса строительства подъездного пути и углепогрузочной станции Евтинская, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский район, с. Каракан, и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи соответствующего кадастрового паспорта на данный объект.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.10.2011 заявленное требование удовлетворено - отказ ГП КО "ЦТИ Кемеровской области", изложенный в письме N 103 от 29.03.2011, признан незаконным.
Не согласившись с указанным решением, ГП КО "ЦТИ Кемеровской области" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства: судом принято к рассмотрению заявление, которому не была дана оценка по основаниям подачи такого заявления, поскольку заявителем указаны два взаимоисключающих основания - статьи 125, 126 АПК РФ, регулирующие оформление требований в виде искового заявления и статьи 197, 198 АПК РФ, регулирующие право на обращение о признании ненормативных актов незаконными; судом неправильно применена статья 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; судом неправомерно отнесено Письмо филиала N 2 БТИ г. Белово N 103 от 29.03.2011 к ненормативному правовому акту, процедура оспаривания которого подпадает под действие главы 24 АПК РФ; исходя из положений, закрепленных в статье 14 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не представляется возможным выдать кадастровый паспорт, содержащий сведения из ГКН, минуя стадию передачи сведений в ЕГРОКС путем передачи технических паспортов в бумажном и электронном видах. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ЗАО "Разрез Евтинский" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, в том числе, указывает на то, что ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" возлагает на органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации обязанность по выдаче кадастровых паспортов на ранее учтенные объекты по заявлениям любого лица и в этой части действует на всей территории РФ.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 28.03.2011 заявитель обратился в филиал N 2 БТИ г.Белово Государственного предприятия Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" с заявлением (исх. 20-10) о выдаче кадастрового паспорта на объект недвижимости - Первый пусковой комплекс строительства подъездного пути и углепогрузочной станции Евтинская, расположенный по адресу: Кемеровская область, Беловский район, с. Каракан.
Письмом от 29.03.2011 N 3103 филиал БТИ г. Белово ГП КО "ЦТИ Кемеровской области" отказало в выдаче кадастрового паспорта со ссылкой на Приказ Минэкономразвития РФ N 268 от 08.09.2006 ГП КО "ЦТИ Кемеровской области", указало на обращение в ненадлежащий орган (следовало обратиться в ФГУ "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области").
Отказ ГП КО "ЦТИ Кемеровской области" послужил основанием для обращения ЗАО "Разрез Евтинский" в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что органом, который обязан рассматривать соответствующие заявления о выдаче кадастровых паспортов на объекты недвижимости, отнесенные законодательством к ранее учтенным объектам, является ГП КО "ЦТИ Кемеровской области", в том числе через свои филиалы.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости, и выдается заявителю органом кадастрового учета при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его изменений, части или снятии с учета, а также любому лицу по его запросу.
В статье 45 Закона N 221-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В срок до 01.01.2013 органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей.
Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке. Правила настоящей части применяются также в случаях, если запрашиваются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства и право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в со ответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости и право собственности на такой объект недвижимости не зарегистрировано в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке, орган кадастрового учета в установленный частью 9 статьи 14 на- стоящего Федерального закона срок выдает (направляет) уведомление в письменной форме об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. В данном уведомлении указывается орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о таком объекте недвижимости. Сведения об указанном объекте недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для постановки на учет объектов недвижимости, с учетом следующих особенностей:
1) такое включение осуществляется без уплаты государственной пошлины и указанный в пункте 1 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона документ представлять не требуется;
2) указанная в части 9 настоящей статьи выписка о соответствующем ранее учтенном объекте недвижимости представляется вместо документа, указанного в пункте 3 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона;
3) правила, установленные частью 4 статьи 25 настоящего Федерального закона, не применяются.
Орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта. Выдача указанного кадастрового паспорта осуществляется за плату, размер которой устанавливается субъектом Российской Федерации. Предельный максимальный размер такой платы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 настоящей статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
Кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если :
1) отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка;
2) одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
В случае принятия решения об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в соответствии с частью 12 настоящей статьи орган кадастрового учета не позднее установленного частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срока выдает (направляет) вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. Такое решение должно содержать обязательную ссылку на соответствующие положения части 12 настоящей статьи.
При этом в таком решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин.
Решение об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта может быть обжаловано в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что объект недвижимости - первый пусковой комплекс строительства подъездного пути и углепогрузочной станции Евтинская относится к ранее учтенным объектам, так как право собственности на данный объект было зарегистрировано в 2007 году и было выдано соответствующее свидетельство о праве собственности 42 АВ 632096 от 07.11.2007 (копия приобщена к материалам дела), то есть до вступления в законную силу Закона N 221-ФЗ.
Частью 3 статьи 43 Закона N 221-ФЗ установлено, что до 01.01.2013 органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
Учитывая данные положения закона, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что органом обязанным рассматривать соответствующие заявление о выдаче кадастровых паспортов на объекты недвижимости, отнесенные законодательством к ранее учтенным объектам, является ГП КО "ЦТИ Кемеровской области", в том числе через свои филиалы.
ГП КО "ЦТИ Кемеровской области" является организацией, в установленном порядке аккредитованной на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (что подтверждается материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом), которое в силу требований части 9 статьи 45 Закона N 221-ФЗ обязано выдавать по запросу любого лица в срок не более чем 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта.
Как правильно указано в решении суда первой инстанции, установление на территории Кемеровской области "пилотного" проекта само по себе не прекращает выдачу кадастровых паспортов и не устанавливает иного органа, в силу закона полномочного выдавать такие паспорта.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что заявителем указаны два взаимоисключающих основания - статьи 125, 126 АПК РФ, регулирующие оформление требований в виде искового заявления и статьи 197, 198 АПК РФ, регулирующие право на обращение о признании ненормативных актов незаконными, не может являться основанием для отмены судебного акта.
Часть 1 статьи 197 АПК РФ предусматривает, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ, в которую включены статьи 197, 198 АПК РФ.
Ссылка апеллянта на письмо Роснедвижимости от 29.02.2008 N ВС/0454 также несостоятельна, поскольку данный документ не изменяет порядок выдачи кадастровых паспортов, установленный Законом N 221-ФЗ.
Заинтересованное лицо указывает на то, что не выдает кадастровые паспорта, при этом руководствуется Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 268 от 08.09.2006 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства". Однако данный в данном приказе установлен порядок ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона N 221-ФЗ в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями названного Федерального закона.
Необходимость в получении кадастрового паспорта может быть обусловлена не только необходимостью регистрации прав на объект недвижимости, но и необходимостью совершения иных регистрационных действий, таких как регистрация перехода права, ограничения, обременения права.
При этом из обжалуемого письма N 103 от 29.03.2011 Филиала N 2 БТИ г. Белово ГП КО "ЦТИ Кемеровской области" следует вывод, что заявителю предложено заказать новый технический паспорт на объект недвижимости, заключив договор на проведение работ по технической инвентаризации и техническому учеты, после чего может быть оформлен кадастровый паспорт.
Однако обязанность собственников объектов недвижимости обращаться в органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации для изготовления новых технических паспортов или их переводу в электронный вид, постановке ранее учтенных объектов недвижимости на кадастровый учет или внесению сведений об объекте недвижимости в ЕГРОКС законодательством РФ не предусмотрена.
В оспариваемом письме ГП КО "ЦТИ Кемеровской области" указало на необходимость обращения заявителя в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области для получения кадастровых паспортов на объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что общество за выдачей кадастрового паспорта на спорные объекты недвижимости обращалось в Беловский отдел Управления Росреестра по Кемеровской области (исх. номер 25 от 23.03.2011 - л.д. 63-64 т. 2); в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области направлено обращение о включении спорных объектов недвижимости в соответствующие разделы недвижимости (исх. номер 19-ю от 25.03.2011 - л.д. 65 т. 2). Из полученных на данные запросы ответов (л.д. 58-62 т. 2), следует, что обществу рекомендовано обратиться в ОТИ (организацию технической инвентаризации) для получения (либо переоформления на дату последней инвентаризации - при наличии в ЕГРОКС сведений о ранее учтенном объекте капитального строительства) технического паспорта, после чего ОТИ обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений (либо, соответственно, изменений в сведения) об ОКС (объект капитального строительства). Таким образом, кадастровый паспорт выдан не был, в любом случае обществу следовало обратиться в ОТИ. Указанный порядок установлен Правилами ведения ЕГРОКС, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 268 от 08.09.2006, на него имеется ссылка в оспариваемом письме.
В целом доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.10.2011 по делу N А27-7982/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7982/2011
Истец: ЗАО "Разрез Евтинский"
Ответчик: Государственное предприятие Кемеровской области "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", ГП "Центр технической инвентаризации Кемеровской области", ГПКО "Центр технической инвентаризации Кемеровской области"