г. Томск |
|
16 января 2012 г. |
Дело N А45-10961/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дедковой И.А.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.10.2011 по делу N А45-10961/2011 (судья Селезнева М. М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "777", п. Кудряшовский Новосибирской области (ИНН 5433166051, ОГРН 1065475026132), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N15 по Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "777" (далее по тексту - ООО "Винно-коньячный завод "777", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее по тексту - Инспекция, налоговой орган) от 31.12.2010 N 3130 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.10.2011 заявленное требование удовлетворено - решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области от 31.12.2010 N 3130 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в требованиях общества отказать, приводя в обоснование то обстоятельство, что фактически оплата и право на вычет у налогоплательщика возникло уже после вступления в силу Закона N 282-ФЗ, соответственно суммы акцизов должны были быть им исчислены в соответствии с изменениями, принятыми вышеуказанным законом.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения, указывая на то, что изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку обстоятельств, фактически установленных судом первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 07.10.2010 общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий, за июнь 2010 года, года, согласно которой сумма исчисленного налога 218 202 руб. по налоговой ставке 210 руб. уменьшена на сумму акциза, подлежащую вычету в связи с возвратом подакцизных товаров, на 15 218 руб. (стр. 050) и на сумму акциза, уплаченную при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья и материалов для производства подакцизных товаров (стр. 060) на 80 360 руб. В декларации за июнь 2010 года по коду продукции 210 "Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) заявлен вычет в сумме акциза, уплаченной при приобретении подакцизных товаров (стр.060) 80 360 руб. по ставке акциза 191 руб.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации 23.11.2010 составлен акт N 4923, на основании которого принято решение от 31.12.2010 N 3130 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Инспекции от 31.12.2010 N 3130 налогоплательщику предложено уплатить сумму недоимки по акцизам в размере 68 706 руб., начислены пени за неуплату акцизов в сумме 2 822,10 руб.; штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) за неуплату акцизов на общую сумму 18 937,40 руб.
Из представленных в ходе камеральной проверки документов установлено, что для производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов обществом в 2009 году приобретены у своих поставщиков (ООО "Каспийвинпром", ЗАО "ВКК Русь", ООО ВВЗ "Альянс") российские обработанные коньяки различной выдержки для разлива в потребительскую тару с последующей реализацией. Факт приобретения налогоплательщиком подакцизного товара подтвержден представленными в материалы дела счетами-фактурами (N 43 от 04.03.2009, N 211 от 23.10.2009, N 9 от 07.05.2010), товарными накладными. Оплата товара (в том числе сумм акциза предъявленного при приобретении продукции) произведена в 2010 году.
Основанием для доначисления сумм акциза, привлечения к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о применении налогоплательщиком завышенной ставки акциза при расчете суммы налогового вычета по налоговой декларации за июнь 2010 года.
В связи с изменениями, внесенными в пункт 2 статьи 200 НК РФ, налоговый орган произвел перерасчет акциза исходя из ставки на спирт этиловый, установленной в пункте 1 статьи 193 НК РФ в редакции, действовавшей в 2009 году (из расчета 27,70 руб. за 1 литр безводного спирта.). Налоговый орган пришел к выводу, что в соответствии со статьей 200 НК РФ с 01.01.2010 налогоплательщик имеет право на вычет по реализованной алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов в ограниченном размере, а именно в сумме 11 654 руб., а не в заявленной сумме 80 360 руб.
Изложенное выше повлекло доначисление акциза, а также начисление пени и взыскание штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в Управление ФНС России с апелляционной жалобой на решение N 3130 от 31.12.2010, которая оставлена без удовлетворения (решение Управления ФНС России от 22.03.2011 года N 140).
01.07.2011 общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании решения N 3130 от 31.12.2010 недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый акт налогового органа является незаконным и нарушающим права налогоплательщика, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положений подпункта 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов) признается подакцизным товаром.
Как следует из регламентирующего производство коньяка ГОСТа Р 51618-2000 "Коньяки российские. Общие технические условия" коньяк - это алкогольный напиток с объемной долей этилового спирта от 40,0% до 45,0%, с характерным букетом и вкусом, приготовленный из коньячного спирта, полученного фракционной дистилляцией специальных коньячных виноматериалов и выдержанного в контакте с древесиной дуба не менее трех лет.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в отношении коньяка применяется повышенная ставка акциза, установленная на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, размер которой на 2009 год составлял 191 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в этой продукции.
Довод налогового органа относительно того, что сумма акциза, подлежащая вычету в 2010 году, по коньяку, приобретенному в 2009 году, должна определяться исходя из объема приобретенного коньяка и ставки акциза на этиловый спирт, действовавшей в 2009 году - 27,70 руб. за 1 литр безводного спирта суд апелляционной инстанции отклоняет, как основанный на неправильном применении норм права.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 года N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" все алкогольные напитки включены в Перечень продовольственных товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Во исполнение указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 года N 64 введена в действие Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, в которую в том числе включены и коньяки.
Постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 года N 11 "Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р" установлено, что обязательная сертификация в Системе ГОСТ Р проводится на соответствие требованиям нормативного документа, обозначенного в названной Номенклатуре.
Согласно требованиям, установленным вышеназванной Номенклатурой, сертификация коньяков, коньячных напитков, бренди, кальвадосов производится на соответствие ГОСТ Р 51618-2000 "Коньяки российские. Общие технические условия".
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под стандартом стандарт понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Следовательно, ГОСТ Р 51618-2000 является определяющим нормативным документом, устанавливающим обязательные требования, общие принципы, характеристики и правила.
Таким образом, в отношении коньяка применяется повышенная ставка акциза, установленная на алкогольную продукцию с объемом долей этилового спирта свыше 9 процентов, размер которой на 2009 год составляет 191 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в данной продукции, а не 27,70 руб. за 1 литр безводного спирта.
Аналогичная характеристика коньяка содержится и в утвержденном Постановлении Росстата от 29.09.2004 N 43 Порядке заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-алкоголь "Сведения о производстве и отгрузке спирта этилового, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции", согласно которому коньяки - это крепкие спиртные напитки, выработанные из выдержанного не менее трех лет коньячного спирта, крепостью не ниже 40%.
Следовательно, в отношении данного вида алкогольной продукции применяется повышенная ставка акциза, установленная на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, размер которой на 2009 год составляет 191 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в этой продукции.
Положениями пункта 4.6 ГОСТ Р 51618-2000, регламентирующего производство коньяков, установлено, что готовые коньяки в зависимости от направления их дальнейшего использования подразделяются на: коньяки, реализуемые в потребительской таре (бутылки стеклянные, сувенирные и др.); коньяки обработанные, предназначенные для отгрузки с целью их розлива на других предприятиях.
Таким образом, коньяки, как разлитые в бутылки, так и не бутилированные, представлены в этом стандарте как готовая алкогольная продукция. Следовательно, реализация производителем коньяков обработанных (то есть не разлитых в потребительскую тару) является в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизом по ставке, установленной на данный вид алкогольной продукции; в соответствии с ГОСТом, устанавливающим требования к производству коньяков, организация - производитель коньяков вправе реализовать коньяки, обработанные наливом, только организациям, осуществляющим их розлив.
Материалами дела подтверждается, что в 2009 году общество заключило договоры с ООО "Каспийвинпром", ЗАО "ВКК Русь" и ООО ВВЗ "Альянс" на поставку коньяка (обработанного). Продукция, поставленная обществу по указанным договорам, использовалась для розлива в потребительскую тару с последующей реализацией.
Поставка продукции контрагентами общества подтверждена представленными в материалы дела товарными накладными, счетами-фактурами, в которых отдельной строкой выделена сумма акциза. Оплата за товар, поставленный в 2009 году, производилась в 2010 году.
Поскольку положениями ГОСТа Р 51618-2000, регламентирующего производство коньяков, определены технические требования по его розливу как завершающей части процесса производства, после которой эта алкогольная продукция становится самостоятельным товаром, готовым для реализации населению, организация, осуществляющая с коньяком обработанным операции по его розливу в потребительскую тару, рассматривается как лицо, осуществившее производство коньяка, разлитого в эту тару.
В соответствии с тем, что организации, осуществляющие розлив коньяка обработанного, рассматриваются как производители коньяка, разлитого в потребительскую тару, у них при реализации (или передаче) этого коньяка в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ возникает объект налогообложения акцизом.
Исходя из пункта 2 статьи 200 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) у налогоплательщика к вычету принималась вся сумма акциза, предъявленная ему к уплате поставщиками сырья и материалов, использованных для производства готовой продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2009 года N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 282-ФЗ) при исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, используемым в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной пунктом 1 статьи 193 НК РФ на дату приобретения такого подакцизного товара.
Согласно положениям пункта 1 статьи 200 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на установленные статьей 200 НК РФ налоговые вычеты.
Следовательно, налоговые вычеты, предусмотренные пунктами 1 - 4 статьи 200 НК РФ, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, и документов, подтверждающих уплату соответствующей суммы акциза (пункт 1 статьи 201 НК РФ).
Из приведенных норм следует, что вычеты сумм акциза по приобретенным подакцизным товарам производятся при фактической уплате налогоплательщиком сумм акциза в бюджет, оплате покупателем подакцизных товаров и при наличии соответствующих расчетных документов и счетов-фактур.
Следовательно, судом первой инстанции правильно установлено, что условия, обосновывающие право на применение вычета, заявителем соблюдены. Расчетные документы, подтверждающие факт уплаты акциза поставщикам в составе покупной цены, представлены заявителем в материалы дела.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и доводов, приведенных налоговым органом, Инспекция не оспаривает факт оплаты поставщикам в июне 2010 года акцизов в общей сумме 80 360 руб.
Из пункта 2 статьи 199 НК РФ следует, что суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, учитываются у покупателя в стоимости приобретенных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 199 НК РФ, которым предусмотрено, что не учитываются в стоимости приобретенного, ввезенного на территорию Российской Федерации подакцизного товара и подлежат вычету или возврату в порядке, предусмотренном главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы акциза, предъявленные покупателю при приобретении указанного товара, суммы акциза, подлежащие уплате при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Указанное положение применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суд первой инстанции правомерно руководствовался пунктом 3 статьи 199 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 200 НК РФ в новой редакции, в соответствии с которыми налогоплательщик вправе применить налоговый вычет по акцизу только в пределах установленных пунктом 2 статьи 200 НК РФ ограничений.
Суд считает, что Закон N 282-ФЗ, вступивший в силу в 2010 году, ухудшает положение плательщиков акцизов, поскольку ограничивает их право на налоговый вычет в отношении акцизов, уплаченных поставщикам алкогольной продукции в 2009 году (то есть до вступления закона в силу) по более высоким ставкам.
На основании пункта 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, останавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу.
Учитывая выше изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доначисление налоговым органом обществу спорной суммы налога и соответственно пени и штрафа является незаконным.
Ссылки налогового органа на разъяснения и письмо Минфина России являются необоснованными в связи с тем, что указанные документы имеют информационно-разъяснительный характер, не являются нормативными (ненормативными) правовыми актами, обязательными к исполнению.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.10.2011 по делу N А45-10961/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Л. А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10961/2011
Истец: ООО "Винно-коньячный завод "777"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N15 по Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10852/12
03.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10852/12
07.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10852/12
26.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1550/12
16.01.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10256/11