г. Москва |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А41-986/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от администрации сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области - Семенченко С.В. (представителя по доверенности от 31.01.2014);
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился;
от кадастрового инженера Василюк Ю.Н. - извещен, не явился, явку представителя не обеспечил;
от муниципального унитарного предприятия "Луневобытсервис" - извещено, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Техинжком" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.11.2013 по делу N А41-986/13, принятое судьей Шайдуллиной А.С.,
УСТАНОВИЛ:
администрация сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) от 23.10.2013 N МО-12/РКФ-342954 и об обязании кадастровой палаты осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1525 кв..м., расположенного по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, пос. Лунево, д. 3 (далее - спорный земельный участок), в отношении которого изготовлен межевой план и зарегистрирован кадастровой палатой 04.10.2012 за N 50-0-1-51/3001/2012-8538 (с учетом принятого судом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Арбитражным судом Московской области привлечены следующие лица: кадастровый инженер Василюк Ю.Н. (далее - кадастровый инженер), муниципальное унитарное предприятие "Луневобытсервис" (далее - предприятие), общество с ограниченной ответственностью "Техинжком" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе кадастровая палата просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие кадастрового инженера, его представителя, представителей кадастровой палаты, предприятия, общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав явившегося в судебное заседание представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Администрация 31.08.2012 подала в кадастровую палату заявление о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка (под многоквартирным жилым домом), приложив к нему ряд документов, в том числе постановление администрации Солнечногорского муниципального района от 21.09.2011 N 3548 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, саму схему, межевой план этого участка.
Решением кадастровой палаты от 21.09.2012 приостановлено осуществление кадастрового учета со ссылкой на непредставление необходимых для кадастрового учета документов, предусмотренных, удостоверенных надлежащим образом.
Решениями кадастровой палаты от 23.10.2012, от 21.12.2012 отказано в снятии приостановления постановки на кадастровый учет земельного участка с указанием на то, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены, и в осуществлении кадастрового учета ос ссылкой на истечение срока приостановления кадастрового учета.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из этих и иных положений главы 24 АПК РФ кадастровая палата как орган, осуществляющий публичные полномочия, при принятии оспариваемого решения, должна подтвердить законность принятого ею решения.
В данном случае кадастровая палата не подтвердила наличие оснований, исходя из которых она вынесла названное решение.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07. 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 2 статьи 16 Закона установлено, что постановка на учет объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено этим Законом, на основании представленных в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом для осуществления такого учета документов.
Статьей 22 Закона определен состав необходимых для кадастрового учета документов. Согласно части 1 этой статьи закона если иное не установлено Законом, с заявлением в орган кадастрового учета представляются (применительно к постановке на кадастровый учет земельного участка):
- межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
- копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона сведений о земельном участке);
- копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона сведений).
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Министерства экономического развития от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок).
Согласно пункту 19 Порядка при выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение: 1) о приостановлении осуществления кадастрового учета; 2) об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Пункт 31 Порядка устанавливает, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Согласно пункту 23 Порядка в предусмотренных законом о кадастре случаях решение, о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона установлено, что в случае если необходимые для кадастрового учета документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Постановлением главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 21.09.2011 N 3548 утверждена схема расположения спорного земельного участка площадью 1525 кв.м. на кадастровой карте соответствующей территории категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для размещения объекта общественно-делового и гражданского строительства" (под многоквартирным домом).
Кадастровым инженером Василюк Ю.Н. подготовлен межевой план от 31.08.2012 N 50-0-1-51/3001/2012-7225, который представлен кадастровой палате для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка.
Согласно частям 1, 12 статьи 38 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
К заявлению о постановке земельного участка на кадастровый учет администрацией в соответствии со статьей 22 закона приложены: межевой план, названное постановление от 21.09.2011, выписка из реестра собственности муниципального образования "Сельское поселение Луневское" Московской области по состоянию на 01.05.2011, схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
Ссылку на непредставление необходимых для кадастрового учета документов, предусмотренные частью 10 статьи 38 Закона, удостоверенных надлежащим образом, кадастровая палата объяснила тем, что администрации необходимо было представить надлежащим образом заверенные документы и оригиналы документов на обозрение, прежде всего упомянутое постановление от 21.09.2011.
Согласно имеющейся светокопии постановления, приложенной к межевому плану, постановление от 21.09.2011 N 3548 надлежащим образом заверено, подлинник документа находится в Администрации Солнечногорского муниципального района.
По объяснениям администрации, все остальные документы были приложены в подлиннике. Кадастровая палата данные доводы не опровергла, обстоятельства, на которые сослалась в обоснование своей правовой позиции по делу, не подтвердила.
Довод апелляционной жалобы о пропуске администрацией срока на подачу в арбитражный суд заявления по настоящему делу является ошибочным и не соответствует материалам дела.
Из апелляционной жалобы оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.11.2013 по делу N А41-986/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-986/2013
Истец: Администрация сельского поселения Луневское Солнечногорского р-она МО
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Василюк Ю. Н., МУП "Луневобытсервис", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области