г. Саратов |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А57-11352/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Приволжского федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" Фирсовой А.В., действующей по доверенности от 18.12.2013 N 44/2-113, представителя министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Степановой Д.А., действующей по доверенности от 29.11.2013 N 01-01-23/165,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Приволжского федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (410033, г. Саратов, ул.Спартака, 4, ОГРН 1026403045261, ИНН 6453050402)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2013 года по делу N А57-11352/2013 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Приволжского федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (410033, г. Саратов, ул. Спартака, 4, ОГРН 1026403045261, ИНН 6453050402)
заинтересованное лицо: комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, 72, ОГРН 1056405028624, ИНН 6450608625)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Приволжского федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - заявитель, ФГУП "ГУССТ N 5") с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее - комитет) об отказе в продлении лицензии на право пользования недрами серии СРТ N 90008 ТЭ от 13.09.2005, выразившегося в письме от 10.06.2013 N 1-02/02-18-976-904; об обязании комитета продлить лицензию на право пользования недрами серии СРТ N 90008 ТЭ, выданную ФГУП "ГУССТ N 5" от 13.09.2005, на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Решением суда от 15.11.2013 в удовлетворении заявления оказано.
ФГУП "ГУССТ N 5" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением Двенадцатого арбитражного суда от 26.02.2014 в порядке процессуального правопреемства комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области заменён на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - министерство) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, ФГУП "ГУССТ N 5" является владельцем лицензии на право пользования недрами СРТ N 90008 ТЭ от 13.09.2005 с целевым назначением и видами работ добыча строительных песков лесного месторождения (участок 2) в 6 км юго-западнее ж/д станции Жасминная Саратовского района Саратовской области. Указанная лицензия выдана 13.09.2005, срок её действия определён до 01.07.2013.
ФГУП "ГУССТ N 5" обратилось в комитет с заявлением от 05.04.2013 N 44/1-1487 о продлении срока действия лицензии.
Комитет, рассмотрев указанное обращение, принял решение об отказе в продлении срока действия лицензии СРТ N 90008 ТЭ от 13.09.2005, выданной ФГУП "ГУССТ N 5", оформив отказ письмом от 10.06.2013 N 1-02/02-18-976-904.
Комитет пришёл к выводу о том, что ФГУП "ГУССТ N 5" нарушены условия соглашения об условиях недропользования в пределах месторождения строительных песков "Лесное" (участок 2), являющегося, согласно части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами (т.1 л.д.27-31).
По сведениям, представленным ФГУП "ГУССТ N 5" по изменению баланса запасов, (форма 5-ГР), уровень добычи в 2008-2011 годах не соответствовал проектным показателям и ежегодным планам развития горных работ, составляя 14-16 тыс. куб. м в год. В 2012 году добыча строительных песков не велась, что является нарушением условий лицензии (пункта 3.3. соглашения об условиях недропользования в пределах месторождения строительных песков "Лесное" (участок 2).
В связи с наличием указанных нарушений, комитет принял решение от 10.06.2013 N 1-02/02-18-976-904 об отказе в продлении срока лицензии.
Считая данное решение незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно положениям статьи 43 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию, утверждённого приказом Минприроды Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 315, исполнение Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр включает в себя, в том числе, рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений, подготовка и направление материалов в Комиссию, осуществляющую рассмотрение материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами, а также переоформлению лицензий на пользование недрами.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр (часть 3 статьи 10 Закона N 2395-1).
Порядок выдачи, внесения изменений и дополнений в лицензию, переоформления лицензии, досрочного прекращения права пользования по инициативе владельца лицензии установлен Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения (далее - Административный регламент), утверждённым приказом комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 7 июля 2008 года N 1585 "Об утверждении административного регламента комитета охраны окружающей среды и природопользования области по предоставлению государственной услуги".
На основании пунктов 2.12 названного Административного регламента для получения государственной услуги по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр заявителем в комитет представляется заявка, которая должна содержать:
данные о заявителе (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации, о месте основной деятельности; для юридического лица - сведения о государственной регистрации, его организационно-правовой форме, банковские реквизиты, выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не раньше чем за 6 месяцев до дня подачи заявки);
просьбу о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр с указанием вида, номера, даты государственной регистрации лицензии;
краткую суть предложений по изменениям и дополнениям с указанием причин необходимости этих изменений и дополнений.
К заявке на внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр прилагаются следующие документы:
краткий отчёт о выполнении условий лицензии;
документ об оплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2.21 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче лицензии на право пользования участком недр местного значения в соответствии со статьёй 14 Закона N 2395-1 являются:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением требований, установленных в пунктах 2.11, 2.12 и 2.13 настоящего Административного регламента;
2) заявитель представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования участками недр данному заявителю не будут соблюдены требования антимонопольного законодательства.
Такая заявка, надлежаще оформленная в соответствии с Административным регламентом, с приложением вышеперечисленных документов ФГУП "ГУССТ N 5" не подавалась, что само по себе свидетельствует об отсутствии у комитета оснований для продления срока лицензии.
Кроме того, в силу пункта 3.3. соглашения об условиях недропользования в пределах месторождения строительных песков "Лесное" (участок 2) владелец лицензии (пользователь недр) обязан: осуществлять согласование планов горных работ на следующий год до 15 декабря текущего года, что само по себе свидетельствует о ежегодном планировании разработки месторождения в следующем году (т.1 л.д.27-31). Таким образом, владелец лицензии обязан обеспечивать объём добычи сырья, необходимый для удовлетворения потребностей строительных предприятий района, согласно проекту горных работ (то есть в объёме 30 тыс. куб. м в год). При этом, корректировка рабочего проекта заявителем не производилась. При указанных обстоятельствах довод заявителя об отсутствии в 2012 году потребностей в песке у предприятий района (Саратовской области), в связи с чем, добыча не велась, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 3.7. соглашения об условиях недропользования в пределах месторождения строительных песков "Лесное" (участок 2) владелец лицензии обязан ежегодно проводить согласование фактических объёмов добычи и потерь полезных ископаемых по итогам года в территориальном органе Ростехнадзора и у недрораспорядителя.
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона N 2395-1, разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утверждёнными техническими проектами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Отказывая в продлении срока действия лицензии, комитетом учтено требование статьи 10 Закона N 2395-1, в соответствии с которой продление срока пользования участком недр возможно лишь в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии пользователем недр.
В качестве основания для продления срока действия лицензии ФГУП "ГУССТ N 5" указало на необходимость дальнейшей отработки месторождения.
Вместе с тем, ФГУП "ГУССТ N 5" не представлены доказательства наличия такой необходимости, а также подтверждение соблюдения им условий лицензии.
Пункт 4 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утверждённой постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85 (далее - Инструкция), предусматривает, что в соответствии со статьёй 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с пунктом 5 названной Инструкции под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объёмы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определённые в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
В ходе анализа ежегодных отчётов заявителя об изменении баланса запасов по форме 5-ГР, а также информации филиала по Саратовской области ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по ПФО" о балансе запасов полезных ископаемых за 2008 год по месторождению "Лесное" (участок N 2), комитет установил, что уровень добычи песка в 2008-2011 годах не соответствовал проектным показателям (30 тыс. куб. м в год), а также ежегодным планам развития горных работ (20-30 тыс. куб. м в год), составляя 14-16 тыс. куб. м в год (в 2008 году - 9, 07 тыс. куб. м в год) (т. 1 л.д.80). В 2012 году добыча песка вообще не велась.
Таким образом, имело место необеспечение ФГУП "ГУССТ N 5" годового уровня добычи песков месторождения "Лесное" (участок N 2), определенного с учётом пункта 3.3. соглашения об условиях недропользования в пределах месторождения строительных песков "Лесное" (участок 2).
При этом за изменениями объемов добычи строительных песков ФГУП "ГУССТ N 5" в порядке, предусмотренном абзацем 15 статьи 12 Закона N 2395-1, в комитет не обращалось.
Следовательно, ФГУП "ГУССТ N 5" не доказало необходимость завершения разработки месторождения "Лесное" (участок 2) в целях продления срока действия лицензии СРТ N 90008 ТЭ.
Судом первой инстанции верно отклонён довод заявителя о том, что лицензией не определён конкретный объём добычи сырья, поскольку он не опровергает нарушение ФГУП "ГУССТ N 5" технического проекта горных работ и ежегодных планов развития горных работ, в соответствии с которыми заявитель должен был осуществлять разработку месторождения в целях рационального использования участка недр и обеспечения его полной отработки до 1 июля 2013 года.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ФГУП "ГУССТ N 5" о том, что предприятие является арендатором земельного участка "Лесное", предоставленного под разработку карьера, и отказ в продлении лицензии может привести к нерациональному использованию полезных ископаемых и прекращению разработки месторождения полезных ископаемых, поскольку данное обстоятельство не имеет отношения к предмету спора и не влияет на вывод о наличии оснований для отказа в продлении лицензии.
Кроме того, участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции, не установив нарушений норм и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу ФГУП "ГУССТ N 5" следует оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 АПК РФ и отнесению на подателя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2013 по делу N А57-11352/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11352/2013
Истец: ФГУП "ГУССТ N5 при Спецстрое России"
Ответчик: Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области
Третье лицо: Администрация объедененного МО Саратовская область, Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Сааратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области)