г. Ессентуки |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А63-9282/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2014.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя - администрации Петровского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2013 по делу А63-9282/2013 (судья Тлябичева З.Р.)
по заявлению администрации Петровского муниципального района Ставропольского края (г. Светлоград, пл. 50 лет Октября, 8, ИНН: 2617011398, ОГРН: 1042600489546)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ул. 8 Марта, 164 А)
о признании недействительным предписания от 01.07.2013 N 61/4/48-11 в части пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
администрация Петровского муниципального района Ставропольского края (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания от 01.07.2013 N 61/4/48-11 в части пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2013 заявление удовлетворено частично. Недействительным признан пункт 3 предписания. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что администрация обязана обеспечить работников образовательных учреждений, администрации средствами индивидуальной защиты. Состав вмененного административного правонарушения установлен.
Не согласившись с решением, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что администрация не является субъектом, которая обязан исполнять требования норм о гражданской обороне в отношении образовательных учреждений. Орган по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций существует в виде специалистов в каждой организации.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в обжалуемой части в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.07.2013 управлением в отношении администрации проведена проверка исполнения ранее выданного предписания органа государственного надзора по исполнению требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 05.06.2012 N 66/4/59/14.
В ходе проверки управлением установлен факт неисполнения администрацией выданного 05.06.2012 предписания.
01.07.2013 управлением по факту неисполнения предписания составлены акт проверки N 61, протокол об административном правонарушении N 43.
Администрации выдано предписание N 61/4/48-11 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым администрация обязана: создать действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны при органе местного самоуправления; обеспечить штатный состав работников администрации пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа работников; организовать обеспечение штатного состава работников муниципального бюджетного учреждения здравоохранения, пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа работников; организовать обеспечение штатного состава работников МБДОУ ЦРР д/с N 10 "Березка", пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБДОУ ЦРР д/с N 26 "Солнышко", пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБДОУ д/с N 38 "Колокольчик", пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ гимназия N 1, пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный (профильный центр) "Родничок", пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Победа", пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ лицей N 3, пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников; организовать обеспечение штатного состава работников МБОУ СОШ N 4, пригодными средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета норм потребности от общего числа сотрудников.
Считая, что предписание является недействительным, администрация обратилась в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у общества обязанности обеспечить работников образования средствами индивидуальной защиты, а также создать орган управления, уполномоченный в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В силу подпункта "з" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение), постоянно действующими органами управления единой системы на муниципальном уровне являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Как указано в статье 11 Закона N 68-ФЗ, органы местного самоуправления в числе прочего самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
На основании подпунктов 7, 20 пункта 1 статьи 30 Устава Петровского муниципального района Ставропольского края, утверждённого решением Совета Петровского муниципального района Ставропольского края второго созыва от 19.11.2010 N 41 (далее - Устав) администрация муниципального района под руководством главы участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, кроме того организует и осуществляет мероприятия по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу норм пункта 1 статьи 26 Устава администрация муниципального района -орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции и обладающий правами юридического лица.
Из статей 28, 29 Устава следует, что руководители структурных подразделений администрации муниципального района в своей деятельности подчинены и подотчетны главе администрации муниципального района, курирующему заместителю главы администрации муниципального района, управляющему делами администрации муниципального района, а так же органы, руководители органов администрации муниципального района в своей деятельности подчинены и подотчетны главе администрации муниципального района, курирующему заместителю главы администрации муниципального района.
Уставом определено, что в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации муниципального района осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации муниципального района.
Как следует из Положения об отделе образования администрации Петровского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Петровского муниципального района Ставропольского края от 20.04.2012 N 16, отдел образования является органом исполнительной власти, осуществляющим управление системой образования в районе, и входит в структуру администрации муниципального района.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации в обжалуемой части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на заявителя законом возложена обязанность по обеспечению требований гражданской обороны.
Как следует из вышеперечисленных норм, законодателем предусмотрено создание муниципальными образованиями наряду с едиными дежурно-диспетчерскими службами, действующие как постоянные организации в области защиты населения специального уполномоченного органа управления для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данный орган создается не с цель предотвращения чрезвычайных ситуаций путем прямого воздействия на источник опасности, а с целью управления и организации защиты населения.
В части оспаривания предписания о необходимости обеспечить работников системы образования средствами индивидуальной защиты (далее -СИЗ) суд первой инстанции также правильно установил, что администрация является полномочным органом по решению вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следовательно, заявитель как орган исполнительной власти обязан обеспечить работников образовательных учреждений СИЗ.
Вместе с тем, комитет по образованию не наделен соответствующими полномочиями, так как проверка проводилась управлением не в рамках гражданской обороны, на что ссылается апеллянт, а в рамках соблюдения требований в области защиты населения в соответствии с Законом N 68-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены предписания в обжалуемой части не имеется, поэтому апелляционная жалоба администрации не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы администрацией, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2013 по делу А63-9282/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9282/2013
Истец: Администрация Петровского муниципального района СК
Ответчик: ГУ МЧС России по СК
Третье лицо: ГУ МЧС России по Ставропольский край, отдел Главного управления МЧС России по СК