г. Чита |
|
3 марта 2014 г. |
Дело N А19-13509/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года по делу N А19-13509/2013 (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания" (ИНН 3808066311, ОГРН 1023801010970, далее - общество, ООО "ИНК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, далее - агентство) о признании незаконным решения Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выраженного в письме N 91-35-5239/13 от 11.07.2013 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Решение Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выраженное в письме N 91-35-5239/13 от 11.07.2013 года, об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания" в аренду земельного участка площадью 3,0 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Кутское муниципальное образование, Усть-Кутское лесничество, Марковское участковое лесничество, Марковская дача, квартал N448 (выделы 11, 12, 13), вид аренды: геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, цель аренды: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины N5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении) признано незаконным.
Суд обязал Агентство лесного хозяйства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания".
Агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного. Указывает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к ошибочному выводу о том, что Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 года N 849-р, не является исчерпывающим.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не направлен.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.02.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.06.2013 года общество обратилось в Агентство с заявлением N 1429-ИНК о предоставлении в аренду сроком до 31.12.2033 года лесного участка площадью 3,0 га, расположенного в квартале 448 (выделы 11, 12,13) Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования, Усть-Кутского лесничества, Марковского участкового лесничества, Марковской дачи, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины N 5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении).
11.07.2013 года письмом исх. N 91-35-5239/13 заместителем руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области сообщено, что предоставление испрашиваемого лесного участка в аренду невозможно в связи с тем, что данный участок относится к категории защитных лесов (ценные леса - нерестоохранные полосы лесов).
Полагая, что решение Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выраженное в письме N 91-35-5239/13 от 11.07.2013 года, об отказе в предоставлении лесного участка площадью 3,0 га, расположенного в квартале 448 (выделы 11, 12,13) Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования, Усть-Кутского лесничества, Марковского участкового лесничества, Марковской дачи для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: база бурения промысловая (строительство, обустройство и эксплуатация скважины N5 на Марковском нефтегазоконденсатном месторождении) нарушает права и законные интересы, Общество с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Общество указало, что отказ Агентства в предоставлении лесного участка в аренду противоречит пункту 2 статьи 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации; не позволяет Обществу приступить к выполнению работ по геологическому изучению недр, к началу бурения скважины N 5, что препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности и нарушает права и законные интересы в этой сфере.
Суд апелляционной инстанции находит доводы заявителя жалобы основанными на неверном толковании норм права и подлежащими отклонению по следующим мотивам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов, в перечень которых входят выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых и строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.
Частями 3 и 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду в ряде случаев без проведения аукционов, в том числе для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, предоставляется соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями ЛК РФ. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
В пунктах 1 и 2 указанного Перечня приведены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением категории защитных лесов - ценные леса.
Как установлено судом и следует из проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков ООО "Иркутская нефтяная компания", испрашиваемый заявителем лесной участок в соответствии с лесохозяйственным регламентом Усть-Кутского лесничества относится к защитным лесам: категории - ценные леса, нерестоохранные полосы лесов.
В соответствии с пунктом "и" пункта 4 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации нерестоохранные полосы лесов относятся к категории ценных лесов.
В силу частей 1-3 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса. В ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Суд первой инстанции, делая вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования, правильно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в ценных лесах и на особо защитных участках лесов допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 31 декабря 2010 года, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.
Из материалов дела следует, что Управлением по недропользованию по Иркутской области 17.09.2012 года ООО "Иркутская нефтяная компания" выдана лицензия на пользование недрами ИРК 02896 НЭ, срок окончания действия которой 31.12.2033 года. Указанная лицензия выдана заявителю в связи с прекращением деятельности юридического лица - пользователя недр ООО "УстьКутНефтеГаз" (лицензии ИРК 01161 НЭ от 18.09.1996 года и ИРК 15266НЭ) вследствие его присоединения к другому юридическому лицу - ООО "Иркутская нефтяная компания", которое является правопреемником и заявителем по настоящему делу.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, не является исчерпывающим, поскольку исходя из его буквального содержания следует, что законодателем определен перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, применительно к осуществлению работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых исключительно в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Поскольку объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, относящиеся к иным категориям защитных лесов, в данном перечне не поименованы, постольку отсутствие прямого запрета на выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в защитных лесах иных категорий, за исключением тех, в которых осуществление таких видов деятельности прямо запрещено, свидетельствует об отсутствии у Агентства правовых оснований для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого лесного участка.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р и не регулирует земельные отношения, следовательно, не может применяться при рассмотрении вопроса об аренде лесного участка в целях недропользования.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года по делу N А19-13509/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13509/2013
Истец: ООО "Иркутская нефтянная компания"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области