г. Самара |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А72-7293/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.02.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.12.2013 по делу N А72-7293/2013 (судья Каданцев Ю.А.), принятое по заявлению Государственного учреждения здравоохранения Городской больницы N 3 (ИНН 7326014604, ОГРН 1027301403744), г. Ульяновск,
к Управлению по реализации социально-значимых программ и проектов Администрации города Ульяновска (ИНН 7325000359, ОГРН 1027301166254), г. Ульяновск,
к Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления по реализации социально-значимых программ и проектов Администрации города Ульяновска, г.Ульяновск,
Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
Министерство здравоохранения Ульяновской области, г. Ульяновск,
Администрация города Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
Финансовое управление Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неперечислении денежных средств, выделенных в рамках реализации областной целевой программы, об обязании перечислить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения Городской больницы N 3 (далее - заявитель, ГУЗ ГБ N3) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, с учётом уточнения заявленных требований (т.1, л.д.32-33), в котором просит обязать администрацию города Ульяновска перечислить на счет заявителя денежные средства в размере 195.760 руб. 81 коп., а также взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 6.872 руб. 82 коп., отказавшись от требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в неперечислении денежных средств выделенных в рамках реализации областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011-2013 годы" в размере 195.760 руб. 81 коп. Определением от 30.09.2013 судом первой инстанции принят отказ заявителя от указанного требования и прекращено производство по делу в части этого требования.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство здравоохранения Ульяновской области (правопреемник - Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области) и Финансовое управление администрации г.Ульяновска. В судебном заседании суда первой инстанции 30.10.2013 (т.1, л.д.32-33) по ходатайству заявителя суд привлек к участию в деле в качестве соответчика муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.12.2013 заявление удовлетворено. В пользу Государственного учреждения здравоохранения Городской больницы N 3 с муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" взыскана сумма необоснованного обогащения в размере 195.760 руб. 81 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 872 руб. 82 коп.
Администрация города Ульяновск обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 13.12.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т.2, л.д.127-129 ).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение здравоохранения Городская больница N 3 в обоснование своих требований указывает, что не может использовать денежные средства размере 195.760 руб. 81 коп., незаконно удерживаемые администрацией, в соответствии c их целевым назначением, что влечет нарушение пункта 9 Постановления Правительства Ульяновской области от 26.04.2011 N 173-П "Об утверждении порядка реализации мероприятий и расходования на территории Ульяновской области средств на реализацию областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" на 2011-2013 годы и порядка сбора и обращения информации, необходимой для формирования; отчетности о реализации мероприятий областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" на 2011-2013 годы", в соответствии с которым субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, бездействие ответчика также создает препятствия к осуществлению истцом деятельности, в связи с отсутствием финансовых возможностей для реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Управление по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска с требованиями больницы не согласилось, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Администрация города Ульяновска исковые требования ГУЗ "Городская больница N 3" не признала, указав, что средства в бюджет муниципального образования "город Ульяновск" были перечислены на основании норм Бюджетного кодекса РФ, поэтому это может являться неосновательным обогащением.
В обоснование возражений администрация указала, что согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" с 01.01.2012 произошло разграничение полномочий в сфере здравоохранения, в связи с чем муниципальные учреждения здравоохранения переданы в государственную собственность Ульяновской области.
Перечисление остатков средств по областной целевой программе "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" в государственные учреждения здравоохранения в настоящее время невозможно ввиду нарушения принципа подведомственности расходов бюджета.
Также в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Доходы, полученные от платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями, относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Из материалов дела усматривается, что финансовое управление администрации города Ульяновска не согласилось с требованиями истца, поддержав доводы ответчиков.
Министерство здравоохранения Ульяновской области поддержало требования истца по указанным в отзыве доводам.
В 2011 году в рамках реализации областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011 - 2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 N 12/133-П, ГУЗ Городская больница N 3 были выделены денежные средства в размере 8 995 800 рублей, из них 7 560 700 руб. - на внедрение стандартов оказания медицинской помощи больным стационара, 1 435 100 руб. - на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи. Указанные денежные средства поступали на лицевые счета истца от страховых компаний в период с 10.06.2011 по 28.12.2011 (3 587 518,78 руб. поступили в срок до 01.10.2011 на лицевой счет N 03683101780; 5 408 255,13 руб. поступили после 01.10.2011на лицевой счет N 20686U64780).
Денежные средства в размере 3 587 518,78 руб. были перечислены истцом на счет Комитета здравоохранения Мэрии г. Ульяновска, являющегося администратором указанных денежных средств, в соответствии с дополнением от 01 июня 2011 года N 461007/01 к разрешению N 461007 на осуществление приносящей доход деятельности, который в дальнейшем осуществлял финансирование на основании заявок истца.
В сентябре 2011 года истцом, на тот момент именовавшимся муниципальным учреждением здравоохранения Городская больница N 3 (МУЗ Городская больница N 3) были направлены очередные заявки на финансирование из средств ОЦП "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" в Комитет здравоохранения Мэрии г. Ульяновска на имя председателя Комитета В.П. Демина (заявка от 06.09.2011, заявка от 13.09.2011, заявка от 23.09.2011), однако денежные средства, на основании указанных заявок, перечислены на счет Городской больницы N 3 не были.
В целях разрешения возникшей проблемы с финансированием 13.10.2011 истец направил письмо исх. N 1139 на имя начальника финансового управления мэрии г.Ульяновска с просьбой возвратить целевые средства в размере 195 760 руб. 81 коп. на лицевой счет Городской больницы N 3 N 20686U64780 в УФК по Ульяновской области. В ответ на указанное письмо Финансовое управление мэрии в письме от 19.10.2011 N 01-05/868 (т.1 л.д.27) ответило, что осуществить возврат ранее поступивших на счет платных услуг (администратор доходов 461 "Комитет здравоохранения города Ульяновска") денежных средств в сумме 195 760,81 руб. не представляется возможным, так как Финансовое управление мэрии уточняет и возвращает поступившие в доход бюджета невыясненные поступления, администратором которых является Финансовое управление Мэрии г. Ульяновска, а данный платеж зачислен в доход бюджета на администратора "Комитет здравоохранения мэрии г. Ульяновска".
Решением Ульяновского Городской Думы от 16.11.2011 N 201 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов мэрии", Комитет здравоохранения администрации города Ульяновска был переименован в Управление по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска.
Министерство здравоохранения Ульяновской области 20.02.2012 вынесло предписание N 73-иогв-20-01/1386, согласно которому по состоянию на 01.01.2012 денежные средства в размере 195 760, 81 руб., выделенные для реализации ОЦП "Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011-2012 годы" находятся в бюджете г.Ульяновска, Городской больнице N 3 рекомендовано принять меры к возвращению указанных денежных средств.
В связи с уклонением Комитета здравоохранения администрации города Ульяновск (с 16.11.2011 переименованного в Управление по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска) от выплаты ГУЗ Городска больница N 3 денежных средств в размере 195 760, 81 руб., перечисленных в целях реализации ОЦП "Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011 -2011 годы", истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (т.1,л.д. 1-3).
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из нижеследующего.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ в период 2011 - 2012 гг. в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 50 Закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение данных программ производится за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий.
Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782, формирование тарифов на медицинскую помощь, оказываемую за счет средств обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом определенных Программой нормативов.
Статья 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" гласит, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных союзов медицинских работников и являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из представленных истцом платежных поручений (т.1, л.д.74-85) следует, что вся сумма была им перечислена на счет Комитата здравоохранения города Ульяновска (в настоящее время именуется Управлением по реализации социально- значимых программ и проектов администрации города Ульяновска). Из пояснений ответчиков следует, что денежные средства зачислены в бюджет муниципального образования.
Актом проверки от 20.04.2012 N 9 (т.1, л.д.84-90), составленным должностными лицами Финансового управления администрации г.Ульяновска, подтвержден факт недофинансирования истца (ранее именовавшимся МУЗ Городская больница N 3) по областной целевой программе в сумме 195,8 тыс.руб. (т.1, л.д.86). В приложении к указанному акту (т.1, л.д.90) должностными лицами Управления по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска и Финансового управления администрации г.Ульяновска установлено отклонение (остаток по областной целевой программе модернизации) в сумме 195 760 руб. 81 коп.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что Комитет здравоохранения города Ульяновска, в настоящее время именуемый как Управление по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска, без каких-либо оснований получил от истца 195 760 руб. 81 коп., и указанная сумма истцу возвращена не была.
Доказательств, опровергающих данные факты, а также доказательств возврата истцу указанной суммы в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ предусмотрено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о правомерности исковые требований о взыскании 195 760 руб. 81 коп. является обоснованным.
Суд первой инстанции, определяя в данном случае надлежащим ответчиком Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
- главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации;
-главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации;
-администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В подпункте 12.1 п.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, среди которых предусмотрено полномочие: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
На основании п.1 ст.40 Бюджетного кодекса РФ возврат (зачет, уточнение) платежа осуществляется органами федерального казначейства согласно поручению (уведомлению) соответствующего администратора доходов бюджета.
В соответствии с ч.2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, предоставлять поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что в спорном правоотношении сумма неосновательного обогащения подлежит взысканию с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск".
Данный вывод сделан судом также с учетом п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного требования истца обоснованно удовлетворены за счет Муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска.
В удовлетворении требования истца к остальным ответчикам правомерно отказано, так как они являются ненадлежащими ответчиками.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 13.12.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы - Администрацию муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области, но не взыскиваются, в связи с освобождением от ее уплаты в соответствии со статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.12.2013 по делу N А72-7293/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7293/2013
Истец: ГУЗ Городская больница N3
Ответчик: Администрация города Ульяновска, МО "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска, МО "город Ульяновск" в лице Управления по реализации социально значимых программ и проектов администрации г. Ульяновска, Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска, Управление по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска, Управление по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска
Третье лицо: Министерство здравоохранения Ульяновской области, Финансовое управление Администрации города Ульяновска