г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А21-3240/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: Сулейманова Н.Ш (доверенность от 13.11.2013)
от ответчика: 1. не явился, извещен; 2. Сахаревич Е.А. (доверенность от 10.02.2014)
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-574/2014) администрации МО "Светлогорский район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2013 по делу N А21-3240/2013 (судья Шанько О.А.), принятое
по заявлению администрации МО "Светлогорский район"
заинтересованные лица: 1) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, 2) ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Калининградской области
3-и лица: 1) Министерство природных ресурсов и экологии РФ, 2) Министерство здравоохранения, 3) Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, 4) Садоводческое товарищество "Радуга", 5) ЗАО "Балттуринвест", 6) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, 7) Администрация МО "Пионерский городской округ", 8) Администрация МО "Зеленоградский район", 9) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области
о признании незаконным действий,
установил:
Администрация муниципального образования "Светлогорский район" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области (далее - ФГУП "ФКП Росреестра", Кадастровая палата), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - ТУ ФАУГИ) о признании действий ТУ ФАУГИ, выразившихся в представлении в ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений о прохождении границ зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) республиканского курорта Светлогорск-Отрадное и Пионерск, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.1982 N 325 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области, Озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области" (далее - Постановление N325), для внесения в государственный кадастр недвижимости на территории муниципального образования "Светлогорский район" незаконными; признании действий ФГБУ "ФКП Росреестра", выразившихся во внесении сведений о прохождении границ зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) республиканского курорта Светлогорск-Отрадное и Пионерск, установленных Постановлением N 325, в государственный кадастр недвижимости на территории муниципального образования "Светлогорский район" незаконными; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о прохождении границ зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) республиканского курорта Светлогорск-Отрадное и Пионерск, установленных Постановлением N 325.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра), закрытое акционерное общество "Балттуринвест" (далее - ЗАО "Балттуринвест"), Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство), Министерство здравоохранения Российский Федерации (далее - Министерство здравоохранения), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - Росприроднадзор), садоводческое товарищество "Радуга" (далее -СТ "Радуга"), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство природных ресурсов и экологии), Администрация муниципального образования "Пионерский городской округ" (далее - Администрация Пионерского городского округа), Администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный район" (далее - Администрация Зеленоградского муниципального района).
Решением от 08.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный, которым заявленные требования удовлетворить, полагая, что судом первой инстанции ошибочно не применены положения ч. 2 ст. 69 АПК РФ и не приняты во внимание обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А21-8161/2008, в рамках которого установлено, что в отношении курорта федерального значения "Светлогорск-Отрадное" не могут применяться положения постановления СМ РСФСР от 31.05.1982 N 325 в части установления границ курорта, границы курорта в законном порядке не установлены, постановление СМ РСФСР от 06.01.1971 N 11 и Постановление Правительства РФ от 29.03.1999 N 359 не являются основанием для перевода земель населенного пункта Светлогорск в земли особо охраняемых территорий; ТУ ФАУГИ не наделено полномочиями по отнесению земельных участков к землям особо охраняемых территорий, Постановление N 325, устанавливающее границы курорта республиканского значения "Светлогорск-Отрадное и Пионерское", не может применяться для установления границ курорта федерального значения "Светлогорск-Отрадное". По мнению подателя жалобы, ТУ ФАУГИ не наделено полномочиями по выполнению оспариваемых действий. Администрация указывает, что отнесение земельных участков к территориальной зоне особо охраняемых территорий в силу ч.2 ст. 85 ЗК РФ исключает их одновременное нахождение в какой-либо другой территориальной зоне, в том числе жилой, общественно-деловой, производственной и т.д., таким образом, оспариваемыми действиями нарушаются права Администрации в части градостроительной и иной деятельности.
ЗАО "Балттринвест", СНК "Радуга" поддержали позицию подателя жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Кадастровая палата, ТУ ФАУГИ, Министерство здравоохранения возразили против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании представленных ТУ ФАГИ в порядке информационного взаимодействия сведений Кадастровой палатой в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий (границ округов санитарной охраны) курорта Светлогорск - Отрадное и Пионерск.
Полагая, что действия Кадастровой палаты и ТУФАУГИ являются незаконными, противоречащими ст.1 ст.4,7, п.3 ст. 9, п.2 ст. 16 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"; ст. 10 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 " О государственном кадастре недвижимости", п.4 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 N 2144; п.5 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявления судом первой инстанции отказано правомерно.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с п.3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) органы государственной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере управления или изменения соответственно границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, до 01.01.2011 обязаны представить в орган кадастрового учета сведения о зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Состав указанных сведений и порядок представления в орган кадастрового учета документов, содержащих указанные сведения, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 15 Закона о кадастре сведения об установлении зон с особыми условиями использований территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. N 618 (далее - Положение), пунктом 13 которого установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства согласно указанному закону определяется при проведении работ по землеустройству.
Согласно статье 20 Закона о землеустройстве в результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. N 621. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. В нем должны содержаться сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства (наименование и реквизиты указанных документов).
В соответствии со статьей 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям. На землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 325 установлены границы и режим округов санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2010 г. N ГКПИ10-656 Постановление N 325 в части установления границ и режима округа санитарной охраны курортов Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области признано действующим.
Верховный Суд Российской Федерации признал несостоятельными доводы о несоответствии оспариваемого постановления пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", поскольку данные нормы предусматривают установление округов санитарной (горно-санитарной) охраны, внешний контур которых является границей лечебно-оздоровительной местности, и не распространяются на отношения по установлению непосредственно границ округа санитарной охраны курортов.
При таких обстоятельствах доводы Администрации со ссылкой на судебные акты по делу N А21-8181/2008 правомерно не признаны судом первой инстанции обоснованными.
ТУ ФАУГИ не проводило работы по установлению границ курорта, а в порядке информационного взаимодействия предоставило в Кадастровую палату сведения о границах зон с особыми условиями использования, которые установлены Постановлением N 325.
Не является обоснованным и довод Администрации об отсутствии у ТУ ФАУГИ полномочий на совершение оспариваемых действий.
В соответствии с п.2 ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений отнесено установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.
ТУ ФАУГИ обратился с заявлением об установлении зон с особыми условиями использования как уполномоченный представитель Российской Федерации в сфере имущественных и земельных отношений на территории Калининградской области.
Апелляционный суд также полагает не доказанным факт нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов Администрации.
Отказывая в признании недействующим в части Постановления N 325, Верховный суд РФ исходил из того, что данное постановление не является по своему содержанию актом, ограничивающим права граждан, возлагающим на них обязанности или устанавливающим юридическую ответственность, установление границы санитарной охраны курортов Постановлением N 325 не может рассматриваться как противоречие ЗК РФ, ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения требований Администрации апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2013 по делу N А21-3240/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3240/2013
Истец: Администрация МО "Светлогорский район", ЗАО "Балттуринвест", МУ "Администрация МО "Светлогорский район"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по К/О, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Калининградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии" по Калининградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по К/о
Третье лицо: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области, Администрация МО "Зеленоградский муниципальный район", Администрация МО "Зеленоградский район", Администрация МО "Пионерский городской округ", ЗАО "Балттуринвест", Мининстерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Садоводческое товарищество "Радуга", СНТ "Радуга", Управление Росприроднадзора по Калининградской области, Управление Росреестра по К/о, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кдастра и картографии по Калининградской области