г. Москва |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А41-39297/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Келехсаевым Д.О.,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" (ИНН: 5017000544, ОГРН: 1025001815035) - Волчкова М.В. - представитель по доверенности от 15 октября 2013 года, Родионов С.А. - генеральный директор общества - приказ N 2-к от 30 октября 2011 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - Шишелин Э.В. - представитель по доверенности N 23 от 22 января 2014 года, Шатилов В.М. - представитель по доверенности N 02 от 18 декабря 2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Глебовское птицеводческое объединение" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2013 года по делу N А41-39297/13, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению Закрытого акционерного общества "Глебовское птицеводческое объединение" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании незаконным и отмене постановления N 10-30з/2013 от 11 июля 2013 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Глебовское птицеводческое объединение" (далее по тексту - ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям от 11 июля 2013 года N 10-30з/2013 о привлечении Закрытого акционерного общества "Глебовское птицеводческое объединение" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2013 года заявление ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" удовлетворено частично.
Суд изменил постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям от 11 июля 2013 года N 10-30з/2013 о привлечении Закрытого акционерного общества "Глебовское птицеводческое объединение" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части размера назначенного наказания, снизив административный штраф с 50 000 рублей до 40 000 рублей (л.д. 139-142).
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 145-146).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителя апелляционной жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, заявление ЗАО "Глебовское ПО" - удовлетворить.
Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям возражали против доводов апелляционной жалобы заявителя, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04 июня 2013 года главным государственным инспектором Истринского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям на основании распоряжения от 03 апреля 2013 года N 144-РП о проведении мероприятия по обследованию земельных участков сельского назначения, входящих в состав кадастрового квартала N50:08:0070274, проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 50:08:0070274:63, расположенного в границах сельского поселения Букаревское, Истринского муниципального района Московской области.
Установив при обследовании земельного участка наличие признаков административного правонарушения, административный орган определением от 04 июня 2013 года возбудил в отношении ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
24 июня 2013 года сотрудником Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в присутствии генерального директора общества и двух понятых осмотрен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:08:0070274:63, установлено, что земельный участок частично завален куриным пометом, который завозится автомобилями и складируется, высота складирования на отдельных участках достигает 2-3 метра. Составлен протокол осмотра. При осмотре осуществлена фотосъёмка. Фотоснимки представлены в материалы дела.
03 июля 2013 года по данному факту Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям составлен протокол N 10-30з/2013 об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, выразившемся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия, защите сельскохозяйственных угодий от захламления отходами производства, а именно: складирование куриного помета, высота складирования на отдельных участках достигает 2-3 метров на площади 1 га.
11 июля 2013 года заместителем начальника Истринского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям вынесено постановление N 10-30з/2013 о назначении административного наказания, согласно которому ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В тот же день вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в срок до 15 января 2014 года.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11 июля 2013 года N 10-30з/2013.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно оспариваемому постановлению, административным органом заявителю по делу вменено бездействие, выразившееся в неисполнении установленных требований по охране земельного участка предназначенного для производства сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 1 статьи 12 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Из статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" следует, что землепользователи должны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Согласно статье 7 Закона Московской области от 02 декабря 2006 года N 212/2006-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области" собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны сохранять, рационально использовать и повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7. "Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" установлено, что гигиеническая оценка почвы проводится с целью определения ее качества и степени безопасности для человека, а также разработки мероприятий (рекомендаций) по снижению химических и биологических загрязнений.
Статья 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" также предусматривает обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Из указанных правовых норм следует, что обязанность по сохранению и рациональному использованию земель возлагается на ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение".
В ходе судебного разбирательства установлено, что ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок для сельскохозяйственного производства, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 6406800 кв.м. по адресу: Московская область, Истринский район, Букаревский с.о., с кадастровым номером 50:08:00 00 00:0074 (свидетельство о государственной регистрации права от 30 марта 2005 года л.д.90).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 15 февраля 2013 года N МО-13/3В-150024 в границы указанного земельного участка входит 195 земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070274:63 (л.д.91-105).
В ходе проведения мероприятий 04 июня 2013 года главным государственным инспектором Истринского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям на основании распоряжения от 03 апреля 2013 года N 144-РП по обследованию земельных участков сельского назначения, входящих в состав кадастрового квартала N50:08:0070274, установлено, что заявителем допущено захламление отходами производства земельных участков сельскохозяйственного назначения путем несанкционированного складирования куриного помета. При этом размещение указанных отходов осуществляется заявителем самовольно, документов, свидетельствующих о законности данной деятельности заявителем не представлено.
Согласно федерального классификационного каталога отходов куриный помет является отходом производства, отходом от содержания животных и птиц и имеет код: 13100101 03 01 3 (помет куриный свежий - 3 класс опасности), 13100101 01 00 4 (помет куриный перепревший - 3 класс опасности).
Из протокола осмотра земельного участка следует, что складирование куриного помета осуществляется в поле на открытой территории, при этом, складирование осуществляется в значительном объёме.
Данный порядок размещения или складирования птичьего помёта не предусмотрен законодательном и приводит к негативным последствиям для почвы.
24 июня 2013 года государственным инспектором Истринского МРО Управления РСН по городу Москва, Московской и Тульской областям отобраны пробы почв с земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:63 и направлены на исследование в ФГБУ "Тульская МВЛ" (г. Тула, ул. Некрасова, д.1А), о чем свидетельствует акт отбора проб почвы (л.д.73).
Для определения принадлежности захламления земель куриным пометом к земельному участку с кадастровым номером 50:08:0070274:63 ФГБУ "Тульская МВЛ" было привлечено ООО "ЗемляК".
В результате проведенных полевых, геодезических и камеральных работ ФГБУ "Тульская МВЛ" было составлено экспертное заключение N 16 от 17 июля 2013 года, согласно которому участок захламленный куриным пометом не входит к границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:63.
Согласно технического отчета ООО "ЗемляК" было установлено следующее: участок захламленный куриным пометом не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:63, захламление произошло на участках:
- площадь захламления куриным пометом в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:65 составляет 0,6 га;
- площадь захламления куриным пометом в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:60 составляет 0,3 га;
- площадь захламления куриным пометом в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:64 составляет 0,05 га;
- площадь захламления куриным пометом в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:62 составляет 0,05 га,
общая площадь почв захламленных куриным пометом составляет 1 га.
Содержание подвижных форм фосфора и калия в почвах частей земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0070274:65, 50:08:0070274:60, 50:08:0070274:64, 50:08:0070274:62 варьирует в экстремально-широком диапозоне в сравнении с фоновым образцом: превышая его значения в 5 и 6 раз для фосфора и калия соответственно. Это может привести к резкому увеличению их выноса в поверхностные и подземные воды, способствуя эвтрофизации водоемов, а также оказать негативное воздействие на условия произрастания и качество сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070274:63 куриным пометом не захламлен.
Однако Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям не дожидаясь вышеуказанного экспертного заключения N 16 от 17 июля 2013 года ФГБУ "Тульская межобластная ветеринарная лаборатория" 11 июля 2013 года выносит постановление N 10-30з/2013 о привлечении Закрытого акционерного общества "Глебовское птицеводческое объединение" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.78-79).
Между тем, экспертами ФГБУ "Тульская межобластная ветеринарная лаборатория" не установлен факт захламления земельного участка с кадастровым номером 50:08:0070274:63.
Сотрудники административного органа при осмотре принадлежащих ЗАО "Глебовское ПО" земельных участков с использованием навигатора не могут точно определить на местности расположение спорного земельного участка, поскольку не обладают специальными геодезическими познаниями.
Для определения принадлежности захламления земель куриным пометом ФГБУ "Тульская МВЛ" была привлечена специализированная организация по проведению геодезических и камеральных работ - ООО "ЗемляК", не доверять которой оснований не имеется.
Таким образом, административным органом не доказано событие административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление ЗАО "Глебовское ПО" - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2013 года по делу N А41-39297/13 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям от 11 июля 2013 года N 10-30з/2013 о привлечении Закрытого акционерного общества "Глебовское птицеводческое объединение" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39297/2013
Истец: ЗАО "Глебовское птицеводческое объединение"
Ответчик: Истринский межрайонный отдел Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям
Третье лицо: Истринский межрайонный отдел Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям