город Ростов-на-Дону |
|
04 марта 2014 г. |
дело N А53-8245/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.
судей И.Г. Винокур, А.Н. Стрекачёва
при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу открытого акционерного общества
"Управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2013 по делу N А53-8245/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Управление жилищно-коммунального хозяйства"
ОГРН: 1096183003014, ИНН: 6150060899 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13
по Ростовской области о признании недействительным решения принятое в составе судьи Кривоносовой О.В.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее также - заявитель, общество, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 13 по Ростовской области (далее также - инспекция, налоговый орган) по указанию третьей очереди платежа в инкассовых поручениях N 108502, N 108503 от 04.04.2012 года, а также об обязании Межрайонной ИФНС России N 13 по Ростовской области перечислить незаконно перечисленные денежные средства в сумме 1288515, 15 рублей (с учетом уточнений).
Решением от 03.12.2013 суд отказал в удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН: 1096183003014, ИНН: 6150060899) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 13 по Ростовской области по указанию третьей очереди платежа в инкассовом поручении N 108502 от 04.04.2012 года отказано.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН: 1096183003014, ИНН: 6150060899) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 13 по Ростовской области по указанию третьей очереди платежа в инкассовом поручении N 108503 от 04.04.2012 года отказано.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН: 1096183003014, ИНН: 6150060899) об обязании Межрайонной ИФНС России N 13 по Ростовской области перечислить на расчетный счет ОАО "Управление ЖКХ" денежные средства 1288515,15 рублей - отказано.
С открытого акционерного общества "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН: 1096183003014, ИНН: 6150060899) суд взыскал государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Открытое акционерное общество "Управление жилищно-коммунального хозяйства" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, 05.12.2011 определением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-4329/2011 в отношении открытого акционерного общества "Управление жилищно-коммунального хозяйства" введена процедура - внешнее управление. Решением Арбитражного суда Ростовской области Открытое акционерное общество "Управление ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открытом конкурсное производство.
19.01.2012 обществом в налоговый орган по месту учета была подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2012 года, в соответствии с которой налог к уплате в бюджет за указанный период составил 3857485 рублей, по срокам уплаты согласно законодательства 20.01.2012 года - 1285828 рублей, 20.02.2012 года - 1285828 20.03.2012 года - 1285828 рублей.
В связи с неуплатой обществом суммы налога 1285772 руб.16 коп. по сроку 20.02.2012 года в адрес общества налоговым органом в порядке ст. 69 Налогового кодекса РФ направлено требование об уплате налога N 397995, сформированное по состоянию на 28.02.2012 года (л.д.12) о предложении уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость 4 квартал 2011 года по сроку уплаты 20.02.2012 года в сумме 1285772 руб. 16 коп, а также пени в сумме 2742,99 руб. добровольно в срок до 20.03.2012 года.
Требование направлено в адрес общества заказные письмом от 01.03.2012 года, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений налогового органа.
В связи с истечением срока для добровольной уплаты и неисполнением обществом требования N 397995, налоговым органом в порядке ст. 46 Налогового Кодекса РФ 04.04.2012 года было принято решение N 90081 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, в суммах, указанных в требовании об уплате налога N 397995 от 28.02.2012 года
Одновременно в филиал N 3 ОАО КБ "Центр-Инвест" г. Новочеркасск 04.04.2012 года направлены инкассовые поручения о списании денежных средств со счета должника за N 108502 от 04.04.2012 г. на сумму 1285772 руб. 16 коп, N 108503 от 04.04.2012 г. на сумму 2742,99 руб.
Указанные действия осуществлялись налоговым органом в период нахождения организации в процедуре банкротства организации - внешнее управление. Рассматриваемые платежи в бюджет являются текущими, что следует из материалов дела и о чем спор между сторонами отсутствует.
Как следует из выписки банка по расчетному счету общества по состоянию на 11.04.2012 года произведено списание суммы 1288515.15 рублей с расчетного счета 0702810907000001577 ОАО КБ "Центр - Инвест" филиал N 3.
Заявитель полагает действия налогового органа не соответствующими законодательству, поскольку налоговым органом в инкассовых поручениях неверно указана третья очередь погашения требований кредиторов, в то время как в соответствии с нормами Закона "О несостоятельности (банкротстве)" текущие налоговые платежи подлежат включению в четвертую очередь погашения требований кредиторов.
Одновременно с предъявлением заявления заявителем подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, мотивированное тем, что заявитель узнал о списании денежных средств по спорным инкассовым поручениям при рассмотрении апелляционной жалобы по делу N А53-17783/2012. Ранее о списании средств узнать не мог, так как требование об уплате налога и решение о взыскании средств со счетов в банке в адрес общество не поступали.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из пропуска заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на подачу в арбитражный суд заявления о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений и отсутствия доказательств наличия уважительных причин пропуска процессуального срока.
Согласно ст. 113 Арбитражного процессуального Кодекса РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
В соответствии с п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании действий органов, осуществляющих публичные полномочия незаконными, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в суд 23.04.2013 с требованием о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений, совершенному 04.04.2012 года.
В обоснование заявления о восстановлении пропущенного срока, открытое акционерное общество "Управление жилищно-коммунального хозяйства" указывает, что о нарушении своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями налогового органа ему стало известно при рассмотрении апелляционной жалобы по делу N А53-17783/2012. Ранее о действиях налогового органа по направлению спорных инкассовых поручений узнать не мог, так как требование об уплате налога и решение о взыскании средств со счетов в банке в адрес Общество не поступали.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что процедура принятия мер по взысканию недоимки по налогам с юридических лиц предусмотрена налоговым законодательством и является обязательной для налогового органа в случае неуплаты налога налогоплательщиком.
Поскольку действия по уплате налогов по установленным срокам уплаты возложены на налогоплательщиков, то в случае неисполнения таких действий налогоплательщик должен был знать и полагать о возникновении у налогового органа оснований для инициации процедуры принудительного взыскания в бесспорном порядке в отношении сумм налогов, указанных самостоятельно налогоплательщиком в налоговых декларациях, но не уплаченных в установленные сроки.
Представленные в материалы дела инспекций доказательства свидетельствуют о надлежащем исполнении обязанности по направлению в адрес открытого акционерного общества "Управление жилищно-коммунального хозяйства" требования об уплате налога.
Так, в соответствии с п.6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента его направления.
Кроме того, как следует из материалов дела, вопрос о признании незаконным списания суммы 1288515,15 рублей уже был исследован и разрешен при рассмотрении Арбитражным судом Ростовской области дела N А53-17783/2012.
В мотивировочной части решения Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-17783/2012 судом установлено, что нарушений прав и интересов третьих лиц указание третьей очереди списания текущих платежей в инкассовых поручениях не повлекло, что подтверждено выпиской банка и перечнем картотеки, в связи с чем оснований для возврата суммы 1288515,15 рублей не имеется.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что о списании налоговым органом спорной суммы и указании в инкассовых поручениях налоговым органом третьей очереди списания заявителю было известно по состоянию на 25.04.2012 года, дату подачи заявления о признании таких действий незаконными.
Согласно п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 г. N 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что причины пропуска открытым акционерным обществом "Управление жилищно-коммунального хозяйства" срока обращен я в суд нельзя признать уважительными, следовательно, основания для его восстановления отсутствуют и это является самостоятельным и достаточным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требования.
Доводы апелляционной жалобы заявлялись в суде первой инстанции, не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт, оснований для переоценки выводов не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом положений ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует возвратить открытому акционерному обществу "Управление жилищно-коммунального хозяйства" ОГРН: 1096183003014, ИНН: 6150060899 из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 1000 рублей по платежному поручению N 546 от 18.12.2013.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2013 по делу N А53-8245/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Управление жилищно-коммунального хозяйства" излишне уплаченную государственную пошлину 1000 рублей, по платежному поручению N 546 от 18.12.2013.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8245/2013
Истец: ОАО "Управление жилищно-коммунального хозяйства", ОАО "Управление ЖКХ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области
Третье лицо: ОАО КБ "Центр-Инвест"