г. Хабаровск |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А80-381/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Анадырский морской порт": представитель не явился;
от Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Анадырский морской порт"
на решение от 13.12.2013
по делу N А80-381/2013
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Е.В.
по заявлению Открытого акционерного общества "Анадырский морской порт"
к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления и представления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Анадырский морской порт" (далее - ОАО "Анадырский морской порт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с требованием признать незаконным и отменить постановление Межрегионального технологического управления (МТУ Ростехнадзор) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган) от 30.09.2013 N 93 о назначении административного наказания в отношении заявителя в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, а также признать незаконным и отменить представление административного органа от 30.09.2013 N 93 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "Анадырский морской порт" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в полном объеме, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Анадырский морской порт", МТУ Ростехнадзор, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
МТУ Ростехнадзор заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя, которое судом апелляционной инстанции на основании положений статьи 159 АПК РФ удовлетворено. В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что при проведении 23.09.2013 комиссионного расследования обстоятельств несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 21.09.2013 на опасном производственном объекте Общества, административным органом выявлено нарушение.
Уведомлением от 25.09.2013 N 93 Общество извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении (уведомление вручено генеральному директору 25.09.2013).
25.09.2013 в присутствии главного инженера Яковлева В.В., действующего на основании приказа и доверенности от 26.09.2013, составлен протокол об административном правонарушении N 93, в котором зафиксировано нарушение Обществом статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 6,7,9,10,14 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480, Правил технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов, статьи 228 Трудового кодекса Российской Федерации, ПБ 10-382-00 и положений Устава Общества, выразившиеся в несвоевременном представлении оперативного сообщения в МТУ Ростехнадзора о несчастном случае со смертельным исходом.
Протокол вручен представителю Общества 27.09.2013.
Признав в действиях Общества несоблюдение вышеназванных требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере обеспечения промышленной безопасности, заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора, при надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынес постановление от 30.09.2013 N 93 N о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Кроме этого, Обществу выдано представление от 30.09.2013 N 93, которым предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения штрафа на юридическое лицо в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Предметом данного правонарушения является опасный производственный объект. К числу опасных производственных объектов могут относиться предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий при этом не требуется.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной нормой, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Судом первой инстанции установлено, что Общество в соответствии с Уставом является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на балансе.
Основными видами деятельности Общества являются:
-погрузо-разгрузочные работы, перевозка грузов и пассажиров судами портового флота, буксировка объектов, осуществление других транспортных, экспедиторских, любых других коммерческих операций;
-судоремонт, ремонт подъемно-транспортного, технологического оборудования;
- иные виды деятельности.
Из представленных карт учета и журнала регистрации объектов судом установлено, что площадка портального крана "Кондор" рег N Ч-358кр. (в дальнейшем рег. N Ч-746кр.), площадка портального крана "Сокол" (тыл причала N 12) являются опасными производственными объектами, эксплуатируемыми Обществом, зарегистрированы в установленном статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон 116-ФЗ), порядке в МТУ Ростехнадзора.
В силу положений статьи 1, статьи 3 Закона 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
К требованиям промышленной безопасности Закон 116-ФЗ относит условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами в области промышленной безопасности, эксплуатирующими опасные производственные объекты.
Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - Порядок N 480) установлено, что организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия:
передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, в территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистернах, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.).
При несчастном случае (тяжелом, групповом, а также со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорном Службе объекте, сообщение включает в себя оперативное сообщение (информацию) об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, а также оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем (пункт 6 Порядка).
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, повреждения ГТС, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 (пункт 9 Порядка).
Статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность любого работодателя (в данном случае Общества) при несчастных случаях, в том числе со смертельным исходом, немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, а именно территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу (статья 228.1 ТК РФ).
Пунктом 12.1 Постановления Минтранса РФ от 09.01.2004 N 2 "О правилах технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов" (РД 31.1.02-04) установлено, в соответствии со статьей 12 Закона 116-ФЗ в случае аварии на опасном производственном объекте производится техническое расследование ее причин. Состав специальной комиссии по техническому расследованию причин аварии определен в указанной статье закона.
В случае если авария связана с эксплуатацией крана, техническое расследование причин аварии должно проводиться в соответствии с Порядком N 480.
При авариях и несчастных случаях, связанных с эксплуатацией объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, порт обязан незамедлительно сообщить о случившемся органам Госгортехнадзора России (ныне - Ростехнадзор) и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителя Госгортехнадзора России, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
Пунктом 10.1. Постановления Госгортехнадзора РФ от 31.12.1999 N 98 "Об утверждении "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ 10-382-00) также предусмотрено, что при авариях кранов, зарегистрированных в органах госгортехнадзора, и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, организация обязана незамедлительно сообщить в органы госгортехнадзора и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителя органов госгортехнадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
Положением о порядке представления, регистрации и анализа в органах Госгортехнадзора России (Ростехнадзора) информации об авариях, несчастных случаях и утратах взрывчатых материалов (РД 04-383-00) предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать органы Госгортехнадзора России об аварии на опасном производственном объекте, групповом несчастном случае на производстве (2 и более человек), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом, а также о фактах утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
В силу указанного положения оперативное сообщение о групповом несчастном случае на производстве (2 и более человек), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом в соответствующий территориальный орган передается не позднее 24 часов с момента возникновения несчастного случая.
С целью обеспечения своевременного информирования органов Госгортехнадзора России о происшедшей аварии, несчастном случае или утрате взрывчатых материалов руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, устанавливает порядок передачи информации о таких происшествиях, обеспечивающий соблюдение установленных сроков.
Из материалов дела следует, что 21.09.2013 в 10 часов 30 минут на опасном производственном объекте Общества - площадке портального крана "Кондор", причал N 12, при перемещении контейнера краном произошло зажатие пострадавшего Кушнир О.А. между контейнером и полуприцепом контейнеровоза, в результате чего наступила смерть пострадавшего.
Как установлено судом первой инстанции, сообщение о несчастном случае со смертельным исходом передано Обществом в МТУ "Ростехнадзор" 23.09.2013. Доказательств передачи оперативного сообщения 21 либо 22 сентября 2013 года Обществом не представлено.
Приведенными нормами в области промышленной безопасности определено, что при несчастных случаях, произошедших в результате эксплуатации опасных производственных объектов сообщение, которое является оперативным, передается соответствующим органам Ростехнадзора незамедлительно, (не позднее 24 часов, не позднее суток).
Следовательно, по обоснованному выводу суда, передача оперативного сообщения на третий день после произошедшего несчастного случая со смертельным исходом на опасном производственном объекте незамедлительным не является.
Как установлено судом, доказательств отсутствия возможности передачи оперативного сообщения незамедлительно Обществом не представлено.
Доводы Общества о применении правил исчисления сроков установленных Трудовым кодексом Российской Федерации - с учетом выходных дней и о том, что нормы о промышленной безопасности в данном случае неприменимы, судом первой инстанции правомерно отклонены.
Статья 228 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает срок информирования органов - немедленно, в течение суток. Статья 14 Трудового кодекса Российской Федерации не определяет порядок исчисления сроков, установленных в сутках. Правила, установленные для исчисления сроков, установленных в днях, не могут применяться в рассматриваемом случае.
Поскольку событие на опасном производственном объекте Общества произошло 21.09.2013 в 10 часов 30 минут (по местному времени), то сутки истекают в 10 часов 30 минут 22.09.2013. Понятие суток, как промежутка времени составляющего 24 часа с момента события, является общеизвестным.
Обязанность по незамедлительному информированию органов Ростехнадзора в целях своевременного и безотлагательного начала расследования причин и условий произошедшего несчастного случая возложена на организацию, прежде всего законодательством в сфере промышленной безопасности, и ее неисполнение нарушает требования промышленной безопасности, что образует в действиях Общества состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы о не информировании Общества МТУ Ростехнадзора о способах передачи оперативной информации, работе сотрудников МТУ Ростехнадзора в выходные и праздничные дни обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку не основаны на доказательствах. Таким образом, вывод суда о том, что названные доводы не свидетельствуют об отсутствии вины Общества, является правильным.
Обязанность руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, устанавливать порядок передачи информации о таких происшествиях, обеспечивающий соблюдение установленных сроков возложена Положением о порядке представления, регистрации и анализа в органах Госгортехнадзора России (Ростехнадзора) информации об авариях, несчастных случаях и утратах взрывчатых материалов (РД 04-383-00)
Как установлено судом, доказательств наличия установленного в Обществе порядка передачи оперативной информации в соответствующие органы Обществом не представлено.
Из материалов дела следует, что административным органом в судебном заседании представлен график дежурств на 3 квартал 2013 года, утвержденный руководителем МТУ Ростехнадзора, из которого судом установлено, что 21 и 22 сентября 2013 года (суббота и воскресенье) дежурными сотрудниками являлись Ульянова О.Н. и Желтецкий А.П.
Судом первой инстанции проверены обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, порядок привлечения Общества к административной ответственности, правильность определения меры ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, нарушений названных обстоятельств судом не установлено.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, оспариваемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Как установлено судом, оспаривая вынесенное административным органом представление, Общество не указало, какие именно права и законные интересы нарушаются данным представлением и какому закону или нормативному акту оно не соответствует.
Оспариваемое представление вынесено административным органом в порядке статьи 29.13 КоАП РФ, в соответствии с частью 1 которой, административный орган при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Поскольку, как установлено судом, оспариваемое представление вынесено МТУ Ростехнадзора в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях Общества административным органом доказан, указанное представление соответствует законодательству и не может быть признано недействительным.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, полностью исследовав обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемые постановление и представление законными и обоснованными, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Открытому акционерному обществу "Анадырский морской порт" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, ошибочно уплаченную платежным поручением от 16.12.2013 N 2031 в размере 2000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 13.12.2013 по делу N А80-381/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Анадырский морской порт" из федерального бюджета государственную пошлину, ошибочно уплаченную платежным поручением от 16.12.2013 N 2031 в размере 2000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-381/2013
Истец: ОАО "Анадырский морской порт"
Ответчик: Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атолмному налзору, Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору