город Омск |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А75-8854/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-343/2014) общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.12.2013 по делу N А75-8854/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое
по заявлению Общества (ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, Управление, административный орган)
о признании незаконным и отмене постановления от 12.09.2013 N 1274-ЗК/45,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "РН-Юганскнефтегаз" - Гусев Д.А. по доверенности N 44/14 от 01.01.2014 сроком действия по 31.12.2014 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления от 12.09.2013 N 1274-ЗК/45, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.12.2013 в удовлетворении требования Общества отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что в рассматриваемом случае Обществом совершено два самостоятельных правонарушения, одно из которых заключается в совершении действия, а второе в наступлении негативных последствий совершенного действия, поэтому привлечение Общества к ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, а также частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, не противоречит действующему законодательству.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
При этом податель апелляционной жалобы ссылается на то, что объективная сторона совершенного Обществом правонарушения, описанная в постановлении N 1211-ОК/38 от 05.09.2013, совпадает с объективной стороной, описанной в оспариваемом постановлении, в связи с чем, Управление было обязано применить в настоящем случае правило, установленное частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, а назначение Обществу наказания, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, является незаконным.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Управление в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу выразила согласие с решением суда первой инстанции, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный орган извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направил, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявлял.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно телефонограмме-уведомлению от 02.07.2013 N 197, поступившей в Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, на Южно-Сургутском лицензионном участке, пользование которым осуществляет ООО "РН-Юганскнефтегаз", вследствие отказа промыслового трубопровода произошел разлив нефти на объекте: нефтепровод d 159 мм куст N 12а - точка N 334 (т.1 л.д.58-59).
Причиной отказа нефтепровода послужила внутренняя коррозия трубы.
Согласно акту технического расследования некатегорийного отказа трубопровода отказ ликвидирован 01.07.2013 путем установки ремонтной муфты (т.1 л.д.82-83). Последствиями отказа явился разлив нефти в объеме 0,568 т. Согласно представленной маркшейдерской съемке площадь разлива и загрязнения рельефа составила 0, 0918 га.
Мероприятия по определению и устранению причин инцидента на указанном нефтепроводе проведены ЦТОиРТ-2 Общества.
В ходе проведения административного расследования 06.08.2013 в присутствии представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре произведен отбор проб на нефтезагрязненных природных объектах, что зафиксировано в протоколах взятия проб и образцов (т.1 л.д.69-70).
При отборе проб дополнительно установлено, что на загрязненном участке проведены работы по ликвидации последствий отказа нефтепровода. Работы проведены некачественно, на участке повсеместно присутствуют локальные пятна нефти различной площади и консистенции. На месте вскрытия участка трубопровода имеется приямок, внутренние откосы загрязнены нефтью, рядом с приямком складирован нефтезагрязненный грунт. В верхней ближней к подъездной дороге части участка нефть засыпана слоем привозного грунта. В лесном массиве, рядом с вышеуказанным нефтезагрязненным участком имеется вскопанный земельный участок с признаками произведенного захоронения собранной нефти.
Перечисленные факты зафиксированы в протоколе осмотра от 06.08.2013 (т.1 л.д.67-68) и приложенных к нему фототаблицах (т.2 л.д.1-26).
Произведенными лабораторными исследованиями отобранных точечных проб почвы и фоновой пробы почвы установлено, что проба N 1 (фон почвы) в 100 м от загрязненного земельного участка содержит нефтепродуктов 278 мг/кг, хлоридов 3,6 мг/кг (протокол КХА почв N 358 от 19.08.2013 - т.1 л.д.110), в то время как проба N 2 (почва загрязненного участка) содержит нефтепродуктов 24 169 мг/кг, хлоридов 625 мг/кг (протокол КХА почв N 359 от 19.08.2013 - т.1 л.д.111). Иными словами, превышение содержания нефтепродуктов по сравнению с фоновыми показателями составляет 86,9 раз.
По факту выявленных нарушений 29.08.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 1332-ЗК/45 (т.1 л.д.121-128).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление от 12.09.2013 N 1274-ЗК/45, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. (т.1 л.д.49-57).
Полагая, что указанное постановление вынесено административным органом с нарушением положений законодательства, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
04.12.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу положений части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. При этом загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), от пожаров и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
На основании пункта 5 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Так, согласно пункту 39 Правил при использовании лесов не допускается, в частности, загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам.
В силу пункта 52 Правил использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Лица, допустившие нарушение положений Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 53 Правил).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, Управлением в ходе проведения контрольных мероприятий был выявлен факт допущенного Обществом разлива нефти на объекте: нефтепровод d 159 мм куст N 12а - точка N 334 на Южно-Сургутском лицензионном участке, который привел к загрязнению нефтепродуктами верхнего слоя почвы лесного участка в месте аварии.
Указанное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела документами, составленными заявителем, а именно телефонограммой-уведомлением от 02.07.2013 N 197 (т.1 л.д.58-59), актом технического расследования некатегорийного отказа трубопровода (т.1 л.д.82-83), документами, составленными в ходе проведения контрольных мероприятий, а именно протоколом осмотра от 06.08.2013 (т.1 л.д.67-68), приложенными к нему фототаблицами (т.2 л.д.1-26), а также протоколами КХА почв N 358, N 359 от 19.08.2013 (т.1 л.д.110, 111).
Факт разлива нефти и последующего загрязнения почв также не оспаривается и заявителем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности факта загрязнения Обществом почв лесного участка нефтью, и, как следствие, о наличии в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре подлежит отмене на основании следующего.
В силу положений части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, определяющей особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В то же время частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в адрес Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от ООО "РН-Юганскнефтегаз" телефонограммы-уведомления от 02.07.2013 N 197 в отношении Общества было возбуждено два дела об административных правонарушениях: по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и по признакам состава, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ (т.1, л.д. 52-55).
Основанием для возбуждения соответствующих дел послужил выявленный административным органом факт нарушения Обществом требований природоохранного законодательства, а именно, факт загрязнения земель нефтью на Южно-Сургутском лицензионном участке.
По результатам проведенных административных расследований Обществу вменено совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, а именно, нарушение экологических требований при эксплуатации опасного объекта (постановление от 05.09.2013 N 1211-ОК/38 - т.1 л.д.36-40), а также совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, а именно, порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами (постановление от 12.09.2013 N 1274-ЗК/45 - т.1 л.д.49-57).
Иными словами, совершение Обществом одного противоправного действия - разлив нефти на лесном участке, в рассматриваемом случае квалифицировано административным органом по двум статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за разные составы административных правонарушений.
Следовательно, доводы подателя апелляционной жалобы о том, что при назначении Обществу административного наказания Управление в настоящем случае обязано было руководствоваться правилами, предусмотренными частью 2, пунктом 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ, являются обоснованными.
Таким образом, учитывая, что одно из вынесенных по результатам проведенного административного расследования постановлений о привлечении Общества к административной ответственности, а именно постановление от 05.09.2013 N 1211-ОК/38, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., вступило в законную силу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление от 12.09.2013 N 1274-ЗК/45 является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, с учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции вынес решение, неправильно применив нормы материального права, что в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.12.2013 по делу N А75-8854/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требование общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12.09.2013 N 1274-ЗК/45, которым обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" назначено административное наказание по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8854/2013
Истец: ООО "РН-Юганскнефтегаз", ООО "РН-Юганскнефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО - Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре