г. Москва |
|
04 марта 2014 г. |
Дело N А41-25431/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан - не явились, извещены,
от ИФНС России по г. Мытищи Московской области - Булыгин А.Ю. доверенность от 17.01.2014 N 04-34/1077@,
от ООО "Трансфаер" - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Московской области от 17 октября 2013 года по делу N А41-25431/13, принятое судьей Нечаевой С.В, по заявлению ИФНС России по городу Мытищи Московской области к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, ООО "Трансфаер" о признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Мытищи Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью "Трансфаер" о признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2121690189883 от 24.02.2012 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "Трансфаер".
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 октября 2013 года по делу N А41-25431/13 требования ИФНС России по г. Мытищи Московской области удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация произведена на основании недостоверных сведений, в связи с чем решение Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан неправомерно и подлежит отмене с учетом положений статей 5, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, в которой инспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан ссылается на то, что у налогового органа не было оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Трансфаер", поскольку обществом были представлены все предусмотренные законом документы, а налоговому органу не предоставлено право вмешиваться в хозяйственную деятельность общества.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, заслушав представителя ИФНС России по г. Мытищи Московской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ее удовлетворении в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, протоколом N 1 общего собрания участников от 15.02.2012 ООО "Трансфаер" внесены изменения в сведения об адресе (месте нахождения) общества, адресом постоянного действующего исполнительного органа установлен адрес: 141004, Московская область, г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 19.
Согласно заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, Нуъмоновым У.И. в регистрирующий орган в разделе сведений об адресе (месте нахождения) данного юридического лица указан адрес: 141013, Московская область, г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 19, который в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является местом государственной регистрации.
На основании заявления Нуъмонова Умархон Инъомовича (руководителя постоянно действующего исполнительного органа ООО "Трансфаер) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, 24 февраля 2012 года Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Трансфаер", за государственным регистрационным номером 2121690189883.
На основании записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц об изменении места нахождения ООО "Трансфаер", указанное общество снято с учета в налоговом органе по месту прежнего нахождения, а именно - в Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан.
В связи с поступлением документов от Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан о регистрации ООО "Трансфаер" по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 19, и на основании решения от 14.03.2013 N 13-182 о проведении контрольных мероприятий ИФНС России по г. Мытищи Московской области проведен осмотр места нахождения юридического лица ООО "Трансфаер" по адресу постоянно действующего исполнительного органа. Из протокола осмотра (обследования) от 14 марта 2013 г. следует, что по адресу постоянно действующего исполнительного органа, а именно: 141013, Московская область, г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 19, располагаются административно-хозяйственные, производственные здания и складские здания. Собственниками являются ОАО "Мосстройпластмас", ООО "Мытищинский пластик", ООО "Престиж". В ходе обследования установлено отсутствие ООО "Трансфаер" по указанному адресу.
Письмом от 23.03.2012 N ЖС-25 ООО "Престиж" уведомил налоговый орган о том, что с ООО "Трансфаер" договоры аренды (субаренды) не заключались, гарантийные письма о предоставлении адреса местонахождения постоянно действующего органа не выдавались.
Письмом от 12.03.2012 N МЕ-37 ООО "Мытищинский пластик" уведомил налоговый орган о том, что с ООО "Трансфаер" договоры аренды (субаренды) не заключались, гарантийные письма о предоставлении адреса местонахождения постоянно действующего органа не выдавались.
Письмом от 11.03.2012 N АЭ-12 ООО "Мосстройпластмас" уведомил налоговый орган о том, что с ООО "Трансфаер" договоры аренды (субаренды) не заключались, гарантийные письма о предоставлении адреса местонахождения постоянно действующего органа не выдавались.
По мнению инспекции, в нарушение требований подпункта "в" пункта 1 и пункта 4 статьи 5, статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения о месте нахождения ООО "Трансфаер" по адресу: 141004, Московская область, г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 19.
В связи с указанным, считая, что запись, внесенная Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц 24 февраля 2012 года за основным государственным регистрационным номером 2121690189883 о месте нахождении юридического лица, подлежит признанию недействительной, ИФНС России по г. Мытищи Московской области обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Данное положение закреплено в статьях 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которым также установлен основной принцип правового регулирования отношений в сфере информации - принцип достоверности информации.
Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 52, пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав должен содержать сведения о месте нахождения юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Изменения в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, в том числе в части изменения юридического адреса общества вносятся по решению общего собрания участников общества (пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения, содержащиеся в учредительных документах и в заявлении, должны быть достоверными, и должен быть соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено привлечение к ответственности заявителей за предоставление недостоверных сведений.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, служит основанием для внесения той или иной записи в соответствующий государственный реестр.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснена и сформулирована правовая позиция по спорам, связанным с достоверностью адреса юридического лица.
В соответствии с пунктами 4, 5 Постановления с исковыми требованиями о прекращении использования адресом регистрации, о признании недействительной государственной регистрации юридического адреса, либо соответствующего акта о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, вправе обратиться собственник или иной законный владелец объекта недвижимости, при определенных Постановлением Пленума условиях.
В пункте 6 (абзац 1) указано, что регистрирующий орган, в случае установления недостоверности адреса юридического лица (невозможности установить связь с юридическим лицом по указанному им адресу), вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица, а в абзаце 6 того же пункта Постановления Пленума указано, что в случае, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменения в сведения Единого государственного реестра юридических лиц об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, сложившейся судебно-арбитражной практикой по рассматриваемому вопросу, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление ИФНС России по г. Мытищи Московской области оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 октября 2013 года по делу N А41-25431/13 отменить.
В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мытищи Московской области отказать.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25431/2013
Истец: ИФНС России по г. Мытищи Московской области
Ответчик: МРИФНС N18 по Республике Татарстан, ООО "Трансфаер"
Третье лицо: ООО "Трансфаер", Межрайонная ИФНС России N18 по Республике Татарстан