г. Чита |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А58-5989/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2013 г. по делу N А58-5989/2013 по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" от 16.10.2013 г. N 01-01-17/1524 к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) о признании недействительным решения ТФОМС РС (Я) N 01082013/6 от 01.08.2013 по рассмотрению разногласия медицинской организации ГБУ РС (Я) "РБN1-НЦМ" с результатами медико-экономической экспертизы, проведенной СМО ОАО ГСМК "Сахамедстрах", с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Открытого акционерного общества "Государственная страховая медицинская компания "Сахамедстрах",
(суд первой инстанции - Шевелев В.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ербулатов М.А., представитель по доверенности N 12 от 11.02.2014;
от заинтересованного лица:
Хомина А.М., представитель по доверенности N 12/1344 от 15.10.2013;
Чемякина Л.И., представитель по доверенности N 12/1559 от 07.11.2013;
от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" (ИНН 1435099188, ОГРН 1021401067632, далее - центр, больница, заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха Якутия) с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035635, ОГРН 1021401058161, далее - фонд, ТФОМС) о признании недействительным решения N 01082013/6 от 01.08.2013 по рассмотрению разногласия медицинской организации ГБУ РС (Я) "РБN1-НЦМ" с результатами медико-экономической экспертизы, проведенной СМО ОАО ГСМК "Сахамедстрах".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено СМО ОАО ГСМК "Сахамедстрах" (ОГРН 1021401046787, ИНН 1435079008, далее - Сахамедстрах, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что лекарственные препараты "Гадовист" и "Омнипак" застрахованные лица - Семенова Д.М. и Каургина Л.В. приобрели в целях проведения диагностики заболеваний. На территории Республики Саха (Якутия) действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.01.2013 N 7. В рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. В соответствии пунктом 7 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диагностика - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий. Программа подразумевает обеспечение лекарственными препаратами за счет личных средств граждан при амбулаторной медицинской помощи, но никак при диагностике заболеваний. Следовательно, центр обязан бесплатно предоставить застрахованным лицам указанные препараты при диагностике заболеваний.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, центр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.12.2013 г по делу N А58-5989/2013 отменить полностью. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что первичная медико-санитарная помощь может оказываться амбулаторно, в том числе с назначением необходимого обследования, поэтому вывод суда о том, что диагностика заболеваний не относится к амбулаторной медицинской помощи незаконен и не обоснован. Буквальное толкование нормы, утвержденной Программы, не разделяет лекарственные средства по видам - лечебные, диагностические, профилактические, гомеопатические и т.п. Следовательно, требование Истца о признании решения ТФОМС РС(Я) является законным.
На апелляционную жалобу центра поступил отзыв фонда, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Фонд соглашается с выводами суда первой инстанции и указывает, что согласно структуре тарифа на контрастные исследования использование средств ОМС на приобретение заявителем рентгенконтрастных препаратов является целевым. Приобретенные гражданами препараты используются исключительно с диагностической целью. Данным пациентам было предоставлено право бесплатного оказания диагностической услуги в полном объеме, следовательно, вспомогательные диагностические средства должны были быть предоставлены также бесплатно. Вынуждение пациентов, в том числе тяжелобольных, приобретать дорогостоящие препараты для диагностики нарушает их права на получение бесплатной медицинской помощи.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.01.2014.
Представитель больницы в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители фонда дали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица поступило ходатайство, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1021401067632, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 13.10.2013 г. (т.1 л.д.60-61).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 10 июня 2013 года Каургина Л.В. обратилась в ОАО ГСМК "Сахамедстрах" с заявлением о возмещении денежных средств в размере 4000 рублей, уплаченных в связи с медицинским обследованием дочери в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины".
11 июня 2013 года Семенова Д.М. обратилась в ОАО ГСМК "Сахамедстрах" с заявлением о возмещении денежных средств в размере 1846 рублей, уплаченных за оказание медицинских услуг в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины".
ОАО ГСМК "Сахамедстрах" провело медико-экономическую экспертизу по указанным заявлениям и составило акты от 19.06.2013, 20.06.2013 (т.1 л.д.86-87). Согласно указанным актам ОАО ГСМК "Сахамедстрах" выявила факты оказания ГБУ РС (Я) "РБN 1-НЦМ" медицинской помощи застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхования с привлечением личных средств. В целях урегулирования спора во внесудебном порядке ОАО ГСМК "Сахамедстрах" предложило ГБУ РС (Я) "РБN 1-НЦМ" возместить гражданам суммы необоснованно затраченных средств.
По результатам выявленных нарушений ОАО ГСМК "Сахамедстрах" выдало заявителю предписания от 08.08.2013 N 39 (т.1 л.д.20), 43 (т.1 л.д.18). Согласно указанным предписаниям заявителю надлежит уплатить Каургиной Л.В. 4000 рублей, Семеновой Д.М. 1690,58 рублей.
Заявитель, не согласившись с актами медико-экономической экспертизы от 20.06.2013 и предписаниями от 08.08.2013 N 39, 43 обратился в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) с претензией от 02.07.2013 (т.1 л.д.24).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) рассмотрев претензию ГБУ РС (Я) "РБN 1-НЦМ" вынес решение от 01.08.2013 N 01082013/6 (т.1 л.д.8-11, далее - решение). Согласно указанному решению претензия ГБУ РС (Я) "РБN1-НЦМ" оставлена без удовлетворения, результаты медико-экономических экспертиз ОАО ГСМК "Сахамедстрах" признаны обоснованными.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, в котором просит признать его недействительным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, центр обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого акта, закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим актом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326- ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
На территории Республики Саха (Якутия) действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.01.2013 N 7 (далее Программа, т.1 л.д.25-28).
В рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии пунктом 7 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диагностика - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
В соответствии с пунктом 1.9 приложения 12 Программы лекарственное обеспечение при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется по рецепту врача за счет личных средств граждан через розничную аптечную сеть, за исключением отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665, а также отдельных групп населения и категорий заболевания, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Данная норма Программы подразумевает обеспечение лекарственными препаратами за счет личных средств граждан при амбулаторной медицинской помощи, но никак при диагностике заболеваний.
Как правильно указано судом первой инстанции, приобретенные Семеновой Д.М. и Каургиной Л.В. лекарственные препараты "Гадовист" и "Омнипак" относятся по фармакологической группе и фармакологическому действию к контрастным диагностическим лекарственным препаратам, которые используются исключительно с диагностической целью. Материалами дела подтверждается, что лекарственные препараты "Гадовист" и "Омнипак" застрахованные лица - Семенова Д.М. и Каургина Л.В. приобрели в целях проведения диагностики заболеваний. Следовательно, заявитель обязан бесплатно предоставить застрахованным лицам указанные препараты при диагностике заболеваний.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первичная медико-санитарная помощь может оказываться амбулаторно, в том числе с назначением необходимого обследования, поэтому вывод суда о том, что диагностика заболеваний не относится к амбулаторной медицинской помощи незаконен и не обоснован, а буквальное толкование норм Программы не разделяет лекарственные средства по видам - лечебные, диагностические, профилактические, гомеопатические и т.п., не могут быть приняты во внимание апелляционным судом в связи со следующим.
Во-первых, судом первой инстанции приведены нормы о том, что первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по диагностике.
Во-вторых, как указано в отзыве ТФОМС, в состав стоимости медицинских (параклинических) услуг в соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении Республики Саха (Якутия), разработанной Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), входят статьи расходов: КОСГУ 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда". КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных активов" - в части приобретения лекарственных средств, расходных материалов, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов, химикатов, прочих материальных запасов, непосредственно обеспечивающих условии осуществлении услуги или технологически связанных ней.
Как следует из тарифного соглашения и приложений к нему (т.1 л.д.158-142), тарифы установлены на услуги как с контрастированием, так и без него.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что больница в составе тарифов ОМС получает финансирование на приобретение необходимых препаратов для контрастной диагностики. Если же тариф не покрывает всех расходов, то больница вправе ставить вопрос о пересмотре тарифов или получении дополнительного финансирования.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение соответствует нормам Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.01.2013 N 7 и не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 25.12.2013 г. N 7256 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2013 года по делу N А58-5989/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5989/2013
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N1 - Национальный центр медицины"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ОАО "ГСМК Сахамедстрах"