город Ростов-на-Дону |
|
04 марта 2014 г. |
дело N А53-14866/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 23.01.2014 N 02-32/0065 Смольякова Елизавета Анатольевна;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2013 по делу N А53-14866/2013, принятое судьёй Чернышевой И.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форатекс" к заинтересованному лицу Ростовской таможне о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Форатекс" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни от 20.06.2013 N 10313000-430/2013 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2013 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что Постановлением Правительства РФ от 20.10.2010 N 848 утверждены изменения, внесенные в постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, согласно которым раздел 1600 "Крепежные изделия общемашиностроительного применения" исключен. Таким образом, суд пришёл к выводу, что в данном случае подлежит применению часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. На момент вынесения оспариваемого постановления от 20.06.2013 года товар был исключен из Перечня, следовательно, имеется обстоятельство, улучшающее положение (устранение обязанности представления сертификата), в связи с чем, общество также подлежало освобождению от ответственности.
Ростовская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила его отменить, ссылаясь на наличие состава вмененного обществу правонарушения. Полагает, что основания для применения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствовали.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Форатекс", во исполнение обязательств по контракту на поставку материалов от 07.12.2009 N 4, заключенного с компанией "Aisia International Industrial Company Limited)) (Китай), ввезло на таможенную территорию ТС и поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10313030/180612/0000639 товар N 4 - "ключи гаечные ручные, неразводные, код ОКП 39 2654: ключ для винта-конфирмата, артикул SW602-4, ключ в виде Z-образного изделия, концы которого выполнены в форме шестигранника, изготовленный из оцинкованной тали диаметром 4 мм, длина 43,5 мм, - 20 мм, предназначенный для сборки мебели для закручивания винта-конфирмата, упакованный в 100 картонных коробок, размеры: загиба -200 000 шт." (код ТН ВЭД ТС 8204110000); товар N 6 - "винты прочие с внутренним шестигранником; код ОКП 16 5000, применяются для сборки мебели, винты несамонарезающие -t винт конфирмат артикул SW001A, длина 50 мм, диаметр 7.0 мм, диаметр головки 10 мм, изготовленные методом штамповки, с резьбой, без гайки из стали 5, с оцинкованным покрытием, представляют собой винт с головкой, с внутренним шестигранником с глубоким отверстием, цвет белый цинк, упакованные в 500 картонных коробок - 1 000 000 шт" (код ТН ВЭД ТС 7318156900). Изготовителем товаров выступала компания "Aisia International Industrial Company Limited)) Китай.
Товары N 4 и N 6 были выпущены таможенным органом 19.06.2012 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, согласно ст. 210 ТК ТС, является условие соблюдения запретов и ограничений.
При таможенном декларировании товаров по ДТ N 10313030/180612/0000639 в графе 44 товара N4 в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством РФ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обществом указана декларация о соответствии от 15.02.2012 РОСС СКДМ35.Д01597; в графе 44 товара N 6 - от 12.12.2011 N РОСС СКДМ35.Д01487. В СЛ соответствии с требованиями части 1 статьи 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров НМ" 4, 6 общество представило на бумажном носителе декларации о соответствии от 15.02.2012 N РОСС СКДМ35.Д01597, от 12.12.2011 N РОСС СКДМ35.Д01487.
В ходе камеральной таможенной проверки, общество предоставило копии деклараций о соответствии от 15.02.2012 N РОСС СЫ.ДМ35.Д01597 от 12.12.2011 N #ОСС СЫ.ДМ35.Д01487, оценив которую было установлено, что декларации о соответствии зарегистрированы органом по сертификации ОАО "Ростовский научно-исследовательский институт гигиены, экологии и сертификации" (далее ОАО "РНИИГЭС").
ОАО "РНИИГЭС" письмом от 03.04.2013 N 63 подтвердило факт регистрации декларации о соответствии и предоставило копию декларации о соответствии, а также документы, на основании которых ООО "Форатекс" приняло декларацию о соответствии.
Данным документом общество удостоверяет, что спорная продукция - "фурнитура мебельная: ключ для винта-конфирмата, диаметр головки 4 мм, код ТН ВЭД 8204110000, код ОКП 39 2654 соответствует требованиям ГОСТ 11731-93 "Ключи для винтов с внутренним шестигранником. Технические условия" п. 2.3; ОСТ 13-40-89 "Фурнитура мебельная. Общие технические условия", а продукция - "фурнитура мебельная: винта-конфирмат, 7*50 мм,.стальной оцинкованный, код ТН ВЭД 7318156900, код ОКП 16 5000, соответствует требованиям ГОСТ 1759.0-87 "Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия" пп. 2.1; 2.2; ОСТ 13-40-89 "Фурнитура мебельная. Общие технические условия".
Декларации о соответствии от 15.02.2012 N РОСС СМ.ДМ35.Д01597, от 12.12.2011 N РОСС СК.ДМ35.Д01487 приняты ООО "Форатекс" и зарегистрированы органом по сертификации ОАО "РНИИГЭС" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации". Данный порядок распространяется на принятие и регистрацию деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый список продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, подтверждение соответствия которой при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, осуществляется в форме принятия декларации соответствии.
Вместе с тем в ходе таможенной проверки установлено, что по состоянию на дату декларирования товаров N N 4, 6 продукция: винты с внутренним шестигранником (код ТН ВЭД ТС 7318156900), ключи гаечные неразводные (код ТН ВЭД ТС 8204110000) в Едином списке продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, отсутствовала.
Продукция, имеющая наименование "винты установочные и прочие до 12 мм включительно" и классифицированная в товарной позиции 731815 ТН ВЭД ТС возможно попадает в список машин и оборудования, которые при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия техническому регламенту "О безопасности машин и оборудования", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 N 753 (далее - Технический регламент о безопасности машин и оборудования).
Продукция, имеющая наименование "ключи гаечные - неразводные" и классифицированная в товарной позиции 8204 11 000 0 ТН ВЭД ТС также % возможно подлежит обязательному подтверждению соответствия Техническому регламенту о безопасности машин и оборудования.
Согласно письму Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.04.2011 N A3-101 -206/3310, адресованному ФТС России, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии поручило ОАО "Всероссийский научно- исследовательский институт сертификации" предоставлять таможенным органам участникам ВЭД разъяснения по вопросу отнесения продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия.
В ходе камеральной таможенной проверки, ОАО "ВНИИС" письмом от 04.02.2013 сообщило, что продукция: "ключи гаечные ручные SW602-4"; "винты прочие с внутренним шестигранником, винты несамонарезающиеся - винт-конфирмат артикул SW001A" попадают под действие Технического регламента о безопасности машин и оборудования" и подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента в форме предоставления деклараций о соответствии. Требования к заполнению деклараций о соответствии техническим регламентам, установлены приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 22.03.2006 N 54 "Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов".
Из письма ОАО "ВНИИС" также следует, что указанная продукция ранее была включена в Единый список продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, но затем исключена из него Постановлением Правительства РФ от 20.10.2010 N 848, в связи с включением этой продукции в Технический регламент о безопасности машин и оборудования.
Установленные в ходе проверки обстоятельства, позволили таможенному органу прийти к выводу о том, что декларации о соответствии, представленные обществом не являются документами, подтверждающими соответствие продукции - "ключ для винта-конфирмата, диаметр головки 4 мм, код ТН ВЭД 8204110000, код ОКП 39 2654"; винта-конфирмат, 7*50 мм, стальной оцинкованный, код ТН ВЭД 7318156900, код ОКП 16 5000", выпускаемой серийно Международной Промышленной Компанией с ограниченной ответственностью "Эйшиа" (Китай) по контракту N 4 от 07.12.2009", а именно: требованиям Технического регламента о безопасности машин и оборудования, что и послужило основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ был составлен уполномоченным должностным лицом 08.05.2013 в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о дате и времени его составления.
Постановлением Ростовской таможни от 20.06.2013 N 10313000-430/2013 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Диспозиция части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
В пункте 2 примечания к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество при декларировании товара предоставило декларации соответствия, не имеющие юридической силы.
Вместе с тем частью 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства РФ от 15.09.2009 N 753 "Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования" машины и (или) оборудование, впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года N 92 в целях реализации Постановления Правительства РФ от 15.09.2009 N 753 утвержден Список машин и оборудования, подлежащих обязательному подтверждению при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с их назначением на таможенной территории РФ.
Постановление N 753 содержало указание на перечень машин и оборудования, подлежащих декларированию соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования, пунктом 1 которого значились Крепежные изделия общемашиностроительного применения.
Постановление "Об утверждении Технического Регламента о безопасности машин и оборудования" утратило силу с 15.02.2013 в связи с изданием Постановления правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1124 и принятии ЕЭС Комиссии Таможенного союза решения от 18 октября 2011 N 823 "О принятии Технического Регламента таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".
Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, которым утвержден единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, принято в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
Постановлением Правительства РФ от 20.10.2010 N 848 утверждены изменения, внесенные в постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, согласно которым раздел 1600 "Крепежные изделия общемашиностроительного применения" исключен.
Таким образом, в данном случае подлежит применению часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На момент вынесения оспариваемого постановления от 20.06.2013 года товар был исключен из Перечня, следовательно, имеется обстоятельство, улучшающее положение (устранение обязанности представления сертификата), в связи с чем, общество также подлежало освобождению от ответственности.
Таким образом, на момент привлечения общества к административной ответственности отсутствовал нормативно-правовой акт или же федеральный закон, устанавливающий обязательность подачи декларации о соответствии на ввозимый на таможенную территорию России спорный товар (данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11 ноября 2011 по делу N А53-6377/2011 и в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А53-12897/2013.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" уделено внимание вопросам реализации принципа презумпции невиновности.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах основания для вывода о правомерности привлечения общества к административной ответственности, на котором настаивает таможенный орган, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2013 по делу N А53-14866/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14866/2013
Истец: ООО "Форатекс"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ