г. Томск |
|
15 декабря 2009 г. |
Дело N А27-15306/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2009.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: Осташова А.В. по дов. от 01.09.2009 (по 31.05.2010), Карпова К.А. по дов. от 09.09.2009 (по 31.05.2010);
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.10.2009 по делу N А27-15306/2009 (судья Драпезо В.Я.)
по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 г. Юрги"
к территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области
об отмене постановления о назначении наказания от 11.08.2009 N 11-17-38/2009,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 г. Юрги" (далее - МУЗ "Городская больница N1 г. Юрги", Учреждение, Городская больница) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области (далее - ТУ ФС ФБН по Кемеровской области, Управление) об отмене постановления от 11.08.2009 N 11-17-38/2009 о назначении административного наказания.
Решением от 23.10.2009 по делу N А27-15306/2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ТУ ФС ФБН по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- заведующий отделением, врач эксперт, старшая медицинская сестра, медицинские статистики, медицинские регистраторы не осуществляют диспансерное наблюдение детей, а осуществляют контроль и иные организационно-методические функции;
- в материалы дела не представлено доказательств фактического осуществления данными должностными лицами наблюдения детей;
- из должностных инструкций заведующего отделением, врача эксперта, старшей медицинской сестры, медстатистика, медицинского регистратора следует, что в должностные обязанности данных специалистов не входит осуществление диспансерного (профилактического) наблюдения.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая, что в действиях Учреждения нет состава административного правонарушения, отсутствует вина, также указало на то, что отсутствует четкая регламентация порядка расходования денежных средств по родовым сертификатам.
Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствии представителя Управления.
В судебном заседании представители МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, указывали на законность и обоснованность решения суда, пояснили, что документально подтверждено участие всех специалистов, которым произведены выплаты, в диспансерном учете детей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Планом контрольной работы на 2009 Управлением в период с 29.06.2009 по 23.07.2009 проведена проверка финансовой деятельности МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" за 2008 год, в ходе которой были выявлены нарушения использования Учреждением средств, предназначенных для расчетов за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.
Указанные нарушения, по мнению правления, выразились в том, что за счет средств, полученных за услуги по диспансерному наблюдению детей до года, выделенных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования российской Федерации и полученных МУЗ "ГБ N 1 г. Юрги", произведена оплата труда медицинским работникам, не осуществлявшим диспансерное (профилактическое) наблюдение детей до года, а именно: медицинским регистраторам, медицинским статистикам, старшим медицинским сестрам, врачу педиатру-эксперту, заведующим педиатрическими отделениями больницы.
Выплаты указанным лицам производились на основании приказов главного врача больницы путем перечисления средств на лицевые счета работников, открытые в филиале открытого акционерного банка "Уралсиб", что подтверждается платежными поручениями с приложением реестров получателей.
Так, в частности, 23.12.2008 Главным врачом МУЗ "ГБ N 1 г. Юрги" издан приказ N 415, в соответствии с которым медработникам детской поликлиники и диагностических служб произведена оплата за ноябрь 2008 года в сумме 121 419,74 руб.
По результатам проверки 23.07.2009 составлен акт N 15-09-27 проверки обоснованности получения и использования средств за услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет в муниципальном учреждении здравоохранения "Городская больница N1 г. Юрги".
В этот же день в присутствии главного врача больницы Потапенко М.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
11.08.2009 Управлением в присутствии законного представителя МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" главного врача Потапенко М.В. вынесено постановление о назначении больнице административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обжаловало его в судебном порядке.
Признавая незаконным и отменяя постановление N 11-17-38/2009 от 11.08.2009, суд первой инстанции указал, что выплаты за счет средств, поступивших на лицевой счет Учреждения на оплату услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3-х месяцев на диспансерный учет, произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, так как сотрудники, их получившие, участвовали в проведении диспансерного наблюдения детей.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данный вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Часть 2 статьи 15.14 КоАП РФ устанавливает ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование денежных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Порядок финансового обеспечения в 2008 - 2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, к числу которых относится и Городская больница, услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, - независимо от срока постановки на диспансерный учет), регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 987 (далее Постановление Правительства РФ N 987) и принятым на его основе приказом Минсоцздравразвития от 05.02.2008 N 51н "О Порядке расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет" (далее Приказ N 51н).
Пунктом 5 Приказа N 51н установлено, что средства на оплату услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет направляются учреждениями здравоохранения на оплату труда медицинских работников, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей.
Согласно пункта 6 данного приказа применительно к медицинским работникам, осуществлявшим диспансерное (профилактическое) наблюдение детей до года, средства, направляемые на оплату труда указанных работников, распределяются в соответствии с положением об оплате труда.
18.03.2008 Главным врачом МУЗ "ГБ N 1 г. Юрги" утверждено Временное положение по выплате вознаграждения работникам, участвующим в диспансерном (профилактическом) наблюдении детей (далее - Временное положение), одобренное профсоюзным комитетом и трудовым коллективом больницы.
Как следует из пункта 3 Временного положения средства, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2007 N 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" (далее Стандарт).
В пункте 4 Временного положения перечисляются врачи и средний медицинский персонал, участвующие в диспансерном наблюдении ребенка, названные непосредственно в самом Стандарте.
Согласно пункта 5 Временного положения в соответствии со Стандартом участвующими в диспансерном наблюдении детей до года считаются и другие врачи-специалисты, медицинские сестры, не указанные в стандарте, но, фактически, принимающие в нем участие при наличии медицинских показаний и с учетом состояния ребенка, а также другой медицинский персонал, обеспечивающий полноту и качество диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что главным врачом МУЗ "Городская больница N 1 города Юрги" М.В. Потапенко в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 307 от 28.04.2007 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" подписан приказ от 06.02.2008 N 51 "О диспансерном (профилактическом) наблюдении детей в течение первого года жизни", в соответствии с которым определены полномочия в процессе диспансерного (профилактического) наблюдения детей в течение первого года жизни заведующего педиатрическим отделением больницы (пункт 2), врача педиатра-эксперта (пункт 3), старших медицинских сестер педиатрических отделений (пункт 5), медицинских статистиков (пункт 6), медицинских регистраторов (пункт 7).
С учетом изложенного, действующее законодательство, установив обязанность медицинских учреждений осуществлять диспансерное (профилактическое) наблюдение детей до года, предоставило указанным субъектам право использовать средства, поступающие от оказания услуг по диспансерному наблюдению, на оплату труда медицинских работников, осуществляющих такое наблюдение.
При этом вопрос о том, какие именно медицинские работники будут вовлечены в указанное диспансерное наблюдение, определяется медицинским учреждением самостоятельно в соответствии с принятым Положением об оплате труда.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, главный врач в соответствии с требованиями действующего законодательства, утвердил обязанности данных работников, связанные с проведением диспансерного (профилактического) наблюдения детей, с учетом которых установлена их оплата труда.
Следовательно, участвуя в диспансерном (профилактическом) наблюдении детей данные работники получили право на вознаграждения из средств на оплату услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей.
Довод апелляционной жалобы о том, что оплата за счет средств родовых сертификатов должна производиться медицинским работникам, которые непосредственно наблюдают за ребенком, а не осуществляют организационные, контрольные, консультативные действий в связи с проведением диспансеризации данной категории детей, не принимается судом апелляционной инстанции, так как в силу пункта 5 Приказа N 51н средства на оплату услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей направляются учреждениями здравоохранения на оплату труда медицинских работников, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении детей, к которым с учетом вышеизложенного относятся заведующий педиатрическим отделением больницы, врач педиатр-эксперт, старшая медицинская сестра педиатрических отделений, медицинские статистики, медицинские регистраторы.
При этом тот факт, что в должностных инструкциях указанных лиц отсутствуют оговоренные выше обязанности, не может быть принят в качестве доказательства невыполнения ими полномочий, возложенных на них приказом Главного врача больницы N 51, при том, что данный приказ принят позднее, чем утверждены должностные инструкции.
Таким образом, распределяя денежные средства на оплату услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет, между указанными категориями должностных лиц МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги", главный врач действовал в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, обоснованным признается вывод суда об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает возможность привлечения МУЗ "Городская больница N 1 г. Юрги" к административной ответственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления от 11.08.2009 N 11-17-38/2009 о назначении административного наказания является законным оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.10.2009 по делу N А27-15306/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15306/2009
Истец: МУЗ "Городская больница N1 г. Юрги", Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 города Юрги"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10038/09