г. Томск |
|
19 октября 2011 г. |
Дело N А02-816/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Л.И. Жданова, О.А. Скачкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заедания Шкляр Т.Г.
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.08.2011 по делу N А02-816/2011 (судья Боркова А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости" (649006, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 50-17, ОГРН 1100411003736)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 67, ИНН 5406306327)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости" (далее - ООО "Центр недвижимости", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по СФО, административный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 04-02/11-192 П от 27.05.2011.
Решением суда от 26.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Центр недвижимости" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что денежные операции, подлежащие, по мнению административного органа, обязательному контролю, произведены обществом на основании договоров займа и не связаны с осуществлением операций по оказанию посреднических услуг, а, следовательно, обязательному контролю в соответствии положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2007 N 115-ФЗ не подлежат.
Кроме того, указывает, что общество дважды привлечено за одно и тоже административное правонарушение.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 19.04.2011 по 18.05.2011 заинтересованным лицом на основании приказа от 08.04.2011 N 51, в отношении Общества проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в период с 10.08.20010 по 17.04.2011.
В результате проведения проверки, было установлено, что в период с 29.09.2010 по 01.11.2010 общество провело три операции по списанию и зачислению денежных средств, что подтверждается платежными поручениями от 29.09.2010 N 01 (сумма списания 1003557-55 руб.); от 29.10.2010 N 166 (сумма зачисления 2308093-80); от 01.11.2010 (сумма списания 2008093-80), с указанием назначения платежа в указанным платежных документах - перевод денежных средств по договорам кредита (займа). Сведения о данных операциях не были направлены обществом в МРУ Росфинмониторинга по СФО.
Данное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 20.04.2011 N 04-02/11-192.
Рассмотрев данный протокол и иные материалы проверки, 27.05.2011 Управлением вынесено постановление N 04-02/11-192П о привлечении ООО "Центр недвижимости" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения административного правонарушения) предусмотрено, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под обязательным контролем в силу статьи 3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2007 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ) понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Административным органом в ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что одним из видов деятельности ООО "Центр недвижимости", заявленным при государственной регистрации является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. Данный вид деятельности указан в качестве основных и в Уставе общества. ООО "Центр недвижимости" состоит на учете в Росфинмониторинге, как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Таким образом, ООО "Центр недвижимости" является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанной соблюдать требования Закон N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных названной статьей, в том числе, в случае зачисления денежных средств на счет (вклад) или списания денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.
Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
Из материалов дела следует, что ООО "Центр недвижимости" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.08.2010.
В период с 29.09.2010 по 01.11.2010 общество провело три операции по списанию и зачислению денежных средств, что подтверждается платежными поручениями от 29.09.2010 N 01 (сумма списания 1003557-55 руб.); от 29.10.2010 N 166 (сумма зачисления 2308093-80); от 01.11.2010 (сумма списания 2008093-80), с указанием назначения платежа в указанным платежных документах - перевод денежных средств по договорам кредита (займа). Сведения о данных операциях не были направлены обществом в МРУ Росфинмониторинга по СФО.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Оценив, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что общество не представило доказательств того, что оно не имело возможности для соблюдения норм и правил, установленных законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В том числе, меры по своевременному направлению сведений об операциях по зачислению и списанию денежных средств, подлежащих обязательному контролю.
В апелляционной жалобе общество указывает, что денежные операции, подлежащие, по мнению административного органа, обязательному контролю, произведены обществом на основании договоров займа и не связаны с осуществлением операций по оказанию посреднических услуг, а, следовательно, обязательному контролю в соответствии положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2007 N 115-ФЗ не подлежат.
Однако, Закон N 115-ФЗ не ограничивает необходимость представления сведений только по операциям, указанным в законе в качестве деятельности непосредственно связанной с осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6 Закона N 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операции по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
С учетом изложенного обоснованным является вывод суда о документальной подтвержденности факта наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о повторном привлечении к административной ответственности был исследован судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, общество постановлениями от 18.01.2011 и 27.05.2011 привлечено к ответственности за нарушения разных норм Закона N 115-ФЗ, образующие разные события правонарушения (несвоевременное согласование Правил внутреннего контроля и постановки на учет в Росфинмониторинге - 18.01.2011, не предоставление сведений по денежным операциям, подлежащим обязательному контролю - 27.05.2011).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Поскольку по правилам, предусмотренным частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная ООО "Центр недвижимости" платежным поручением N 25 от 09.09.2011 государственная пошлина подлежит возврату в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.08.2011 по делу N А02-816/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости" излишне уплаченную платежным поручением N 25 от 09.09.2011 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-816/2011
Истец: ООО "Центр недвижимости"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8324/11