г. Томск |
|
26 августа 2011 г. |
Дело N А67-451/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2011 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Колупаевой Л. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левенко А. С., с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя - Андреева П. В. по дов. от 28.12.2010, Колесниковой Е. В. по дов. от 17.05.2011,
от заинтересованного лица - Бакулиной Н. Н. по дов. от 26.04.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение Арбитражного суда Томской области от 18.05.2011 по делу N А67-451/2011 (судья Афанасьева Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал" (ОГРН 1047000256984) к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд Империал" (далее - ООО "Норд Империал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по отказу в согласовании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в озеро со стоками 25.06.2010 и 10.09.2010, обязании заинтересованного лица согласовать представленные заявителем нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в озеро со стоками.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18.05.2011 заявленные требования удовлетворены: действия Управления по отказу 25.06.2010 и 10.09.2010 в согласовании ООО "Норд Империал" нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в озеро со стоками, проверенные на соответствие Водному кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 N 469, Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333, Приказу Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20, признаны незаконными; на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения и согласования в установленном порядке представленных заявителем нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в озеро со стоками.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Седьмой Арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права:
- при вынесении решения судом не были учтены показатели НДС, разработанные и утвержденные Федеральным агентством по рыболовству, несмотря на то, что водоем, в который осуществляется сброс, отнесен к водоемам рыбохозяйственного назначения; не учтена хозяйственная деятельность субъекта - добыча и переработка нефти, состав и вид сбросов;
- согласование НДС веществ без предоставления плана снижения НДС веществ до уровня ПДК, приведет водный объект (внутриболотное озеро) к невозможности самоочищения, еще большему заболачиванию и потере рыбохозяйственного значения, и как следствие, уничтожению биоресурсов озера.
ООО "Норд Империал" в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая, что представленные заявителем заинтересованному лицу документы (предложения по установлению НДС) полностью соответствуют Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333, Приказу Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу соответственно.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ООО "Норд Империал" является владельцем на территории Киев-Еганского нефтяного месторождения Каргасокского района Томской области канализационно-очистных сооружений хозбытовых стоков. Очищенные и обеззараженные стоки через сливной лоток отводятся в естественное озеро, код водного объекта - КАР/ОБЬ/2077/85/176, указанный водный объект (внутриболотное озеро) определяется как объект второй категории рыбохозяйственного значения (письмо от 22.03.2010 N 189).
25.05.2010 ООО "Норд Империал" обратилось в Томский отдел государственного контроля, надзора и охраны биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства с письмом N 975, которым направлены на согласование нормативы допустимого сброса по КОС Киев-Еганского месторождения со ссылкой на приказ МПР N 333 от 17.12.2007.
Письмом 25.06.2010 N 402 Томский отдел государственного контроля, надзора и охраны биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства отклонило от согласования проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в водный объект - озеро КАР/ОБЪ/2077/85/176, тем самым отказав в согласовании нормативов ООО "Норд Империал".
ООО "Норд Империал" 11.08.2010 повторно обратилось в указанный орган с письмом N 1355, которым направлены на согласование нормативы допустимого сброса по КОС Киев-Еганского месторождения.
В свою очередь, письмом от 10.09.2010 N 706 Томский отдел государственного контроля, надзора и охраны биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства повторно отклонил от согласования проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в водный объект - озеро КАР/ОБЪ/2077/85/176.
Полагая, что действия Управления по отказу в согласовании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в озеро со стоками, выраженные в письмах от 25.06.2010 N 402, от 10.09.2010 N 706 незаконны, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ООО "Норд Империал" требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды", п.1, подпунктом 6 ст. 60, п. 4 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333, п. 3.4 Приказа Росрыболовства от 04.08.2009 N 695, п. 3.5 "Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", утвержденной Госкомприроды СССР 11.09.1989, исходил из реального содержания писем Управления об отказе в согласовании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, а также из того, что заинтересованным лицом при отказе в согласовании предложений об установлении нормативов допустимых сбросов обоснование правомерности либо не правомерности применения расчета по НДС, проведенного в соответствии с Методикой от 17.12.2007 N 333 не приведено, какие - либо ссылки в письмах от 26.06.2010, от 10.09.2010, на неправомерное применение данного способа установления НДС отсутствуют; отсутствуют сведения, свидетельствующие о том, что государственным органом предпринимались меры, направленные на установление обоснованности либо не обоснованности применения Обществом при разработке предложений для согласования НДС способа определения величины сбросов путем применения Методики от 17.12.2007 N 333 с учетом всех сложившихся обстоятельств, которые неоднократно указывались заявителем при подаче предложений на согласование НДС в обоснование установления величины НДС по спорным показателям; что свидетельствует о соблюдении Обществом процедуры согласования НДС и неправомерности обжалуемых действий Управления.
Выводы суда являются обоснованными.
В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" указанные нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469, Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 утверждена "Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".
Пунктами 2, 12 и 14 названной Методики установлено, что нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.
Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.
Методикой также предусмотрено, что величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды (пункт 1).
На основании указанных нормативных актов судом первой инстанции сделан правильный вывод, что действующим законодательством для природопользователя предусмотрена возможность определить количество химических и иных веществ, допустимых для сброса в водный объект без нарушения его количественных характеристик расчетным способом, но в количестве не превышающем нормативы качества воды водного объекта, установленные в Приказе Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", а в случае, если естественный природный фон водного объекта превышает нормативы качества воды, то исходя из сформировавшегося природного фона качества воды самого водного объекта, что предусмотрено Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333. Иных правил определения нормативов в случае, если естественный природный фон воды водного объекта превышает нормативы качества воды, установленные в Приказе Росрыболовства от 18.01.2010 N 20, не предусмотрено.
Арбитражным судом надлежащим образом исследовано и оценено содержание писем Управления от 25.06.2010 N 402, от 10.09.2010 N 706 по отказу в согласовании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в озеро со стоками с учетом указания в них мотивации отказа - содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не соответствует требованиям приказа Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", а именно, представленные на согласование НДС из 13 контролируемых объектов по 4 показателям превышают установленные концентрации ПДК по БПКпол в 2,8 раза, по железу общему в 7 раз, по фенолам в 5 раз, по нефтепродуктам в 8 раз (том 2 л.д. 14), оставшиеся показатели полностью соответствуют нормативам, установленным Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20. При этом судом правомерно указано на то, что заявитель по четырем спорным показателям, по которым концентрация вредных веществ в водном объекте превышает установленные нормативы, обоснованно определил нормативы сбросов вредных веществ в водный объект в пределах естественного фонового качества воды озера на основании Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей от 17.12.2007 N 333.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждено материалами дела, в том числе содержанием переписки сторон (письма от 25.06.2010 N 402, от 10.09.2010 N 706, от 25.05.2010 N975, от 11.08.2010 N 1355) заявителем были выполнены все требования действующего законодательства, соблюдена процедура согласования НДС (представлен полный пакет документов - предложения водопользователя и положительное заключение, необходимый для согласования НДС), что представителем заинтересованного лица подтверждено в ходе судебного разбирательства в апелляционном суде.
При этом, действующим законодательством не предусмотрено наличие у Управления полномочий по отказу в согласовании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в связи с непредставлением плана по поэтапному достижению НДС и снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах до нормативов ПДК. Как правильно указано в решении суда первой инстанции, со ссылкой на пункт 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", нормативы допустимых сбросов веществ утверждаются уполномоченными органами на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном действующим законодательством. Действующие нормативные правовые акты не устанавливают обязанность по представлению на стадии согласования нормативов плана по поэтапному достижению НДС и снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Таким образом, ссылка ответчика на ч. 3 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды", позволяющей заявителю установить лимиты на выбросы и сбросы вредных веществ в водный объект при условии предоставления в уполномоченный орган планов снижения выбросов и сбросов вредных веществ, является необоснованной, поскольку, как правильно указано в решении суда, лимиты на сбросы вредных веществ устанавливаются в том случае, когда природопользователь не может обеспечить соблюдение нормативов допустимых сбросов вредных веществ в водный объект, для утверждения которых заявитель и обратился в Управление.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что указание Управления на необходимость предоставления вышеуказанного плана на этапе согласования нормативов допустимых сбросов является необоснованным (и это не опровергнуто Управлением), в связи с чем отказ в согласовании НДС по данному основанию, изложенному в письмах от 25.06.2010 и 10.09.2010, является неправомерным.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы не принимаются во внимание, поскольку не подтверждаются доказательствами, свидетельствующими о законности оспариваемых действий Управления, и не влияют на правильность принятия судебного решения.
Судом всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 18.05.2011 по делу N А67-451/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-451/2011
Истец: ООО "Норд Империал"
Ответчик: Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Томский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Росрыболовства
Третье лицо: Верхнеобское территориальное управление Росрыболовства
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5495/11