г. Ессентуки |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А61-3551/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2014.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "РусГидро" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2013 по делу А61-3551/2012 (судья Акимцева С.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "РусГидро" (г. Красноярск, ул. Республики, 51, ИНН: 2460066195, ОГРН: 1042401810494)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу (г. Владикавказ, ул. Леонова, 6, ИНН: 1513000015, ОГРН: 1101516001575)
о признании недействительным решения от 16.04.2012 N 16904,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель по доверенности от 31.01.2014 N 5723 Шиганов И.А.,
от заинтересованного лица - представители по доверенности от 13.01.2014 Газаев Д.Л., по доверенности от 10.01.2014 Купеева Ж.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РусГидро" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным решения от 16.04.2012 N 16904.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2013 в удовлетворении требований общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что гидротехнические сооружения не относятся к водным объектам и не имеют рекреационного назначения. Общество не имеет права на применение льготы.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. В обоснование жалобы общество ссылается на то, что общество имеет право на применение льгот. Объекты неправильно квалифицированы инспекцией.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет на балансе следующее имущество: заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-1,ОРУ-110ГдГЭС, заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-16, ОРУ-ПОГдГЭС, заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-32, ОРУ-110/35/6 ДзГЭС, заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-406, ОРУ-110ЭГЭС, заградитель высокочастотный, ВЗ-600, ВЛ-8, ОРУ-110/35/6 ДзГЭС, заградитель высокочастотный, В 43-600, ВЛ-"Дарьял", ОРУ-110 ЭГЭС, заградитель высокочастотный, ВЧЗ-600, ВЛ-25, ОРУ-110 ЭГЭС Заградитель высокочастотный, ВЧЗ-600, ВЛ-31, ОРУ-110 ЭГЭС, заградитель высокочастотный, В 43-600, ВЛ-8, ОРУ-110 ЭГЭС, генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 1, ВГС-325/39-20, ГГ-1 ДзГЭС, генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 2, AltefhatingCurrent, ГГ-2 ДзГЭС, генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 3, AlterhatingCurrent, ГГ-3 ДзГЭС, генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 1, ВГС-325/135-14, СУ ЭГЭС, ГГ-1, генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 2, ВГС-325/135-14, СУ ЭГЭС, ГГ-2, генератор синхронный к гидравлической турбине вертикальной, N 3, ВГС-325/135-14, СУ ЭГЭС, ГГ-3, генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N 1, VFW-368/18-16, СУ БГЭС, ГГ-1, генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N 2, VFW-368/18-16, СУ БГЭС, ГГ-2, генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N1, ЗГ - 9500/ 500, 9500 кВА, 6,6 кВ, генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N2 - ЗГ - 9500/ 500, 9500 кВА, 6,6 кВ, генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, N3- ЗГ - 9500/ 500, 9500 кВА, 6,6 кВ, генератор синхронный к гидравлической турбине горизонтальной, СН, ESD-1000/175, ГСН, СУ ГдГЭС, генератор синхронный к гидротурбине горизонтальной, N1, СГ-2х*85/45, СУ К-У ГЭС, генератор синхронный к гидротурбине горизонтальной, N2, СГ-2х*85/45, СУ К-У ГЭС, кабельный переход (ген - тр-р), ДзГЭС, система возбуждения теристорная ГГ-1 Эзминская ГЭС Разрядник РВС-110,1с.ш..Ф. "В"ОРУ-110, Эзминской ГЭС.
Инспекцией в отношении общества проведена камеральная налоговая проверка в отношении уточненной декларации по налогу на имущество за 2009 год.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 26.12.2011 N 22887.
По итогам проверки инспекцией принято решение от 16.04.2011 N 16904 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым установлено необоснованное применение налоговой льготы по налогу на имущество, обществу доначислен налог в размере 4 786 471 рубль.
Указанный акт обжалован заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная-Осетия-Алания, которое решением от 06.06.2012 N 18 изменено в части пункта 2.1: вместо слов "уплатить недоимку" принята новая редакция "не полностью исчисленная сумма налога на имущество".
Считая, что решение инспекции является недействительным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у общества права на применение налоговых льгот.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу положений пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Обязанность доказывания права на применение налоговой льготы лежит на налогоплательщике.
Пунктом 11 статьи 381 НК РФ установлено, что от налогообложения освобождаются организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень).
Основанием для получения права на применение названной льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства линии электропередачи и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень имущества, в котором даются наименования сложных технологических объектов и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Согласно Общероссийскому классификатору основных средств, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 -класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
В соответствии с Перечнем имущества подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне имущества, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в Перечне имущества).
Коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне имущества, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если, в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Имущество тогда может быть отнесено к льготируемому, когда оно не только относится к соответствующему разделу Перечня, но и соответствует признакам целевого назначения группировок этих объектов.
В разделе Перечня в отношении имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, поименованы объекты электроснабжения и связанные с ними сооружения, в том числе линия электропередачи кабельная (код ОКОФ - 124527341), т.е. имущество, заявленное налогоплательщиком как льготируемое.
Данное имущество, как объект электроснабжения, не связанное с железнодорожными путями общего пользования, хотя и поименованное в Перечне, не может быть освобождено от налогообложения.
Все объекты недвижимости, которые указал налогоплательщик, являются гидротехническими сооружениями, энергетическая часть которых является их технологической, а не самостоятельной частью, вырабатывающей электроэнергию, функционирующие в целях деятельности только гидроэлектростанции.
Таким образом, имущество, которое налогоплательщик указал с кодами ОКОФ 14 3222163, 14 3114220, 14 3114230, 14 4527341, не только не содержится в Перечне, но и не относится к другим кодам ОКОФ, как включенным в Перечень так и нет, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что данное имущество не относится ни к магистральным газопроводам, ни к железнодорожным путям общего пользования, является правильным.
В части объектов: системы возбуждения теристорная ГГ-1 Эзминская ГЭС и разрядника РВС-ИОДс.ш.-Ф. "В ЮРУ-ПО, Эзминской ГЭС суд первой инстанции также правильно установил, что это имущество не относится к линиям электропередач ввиду того, что общество не осуществляет хозяйственную деятельность в сфере электроэнергетики, а является потребителем электроэнергии для собственных нужд.
Согласно Постановлению Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, утвердившему Общероссийский классификатор основных фондов, ОК 013-94, указанное имущество, непоименованное в Перечне, относится к разделу "машины и оборудование".
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены субъекты электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии, а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (статья 3 Закона N 35-ФЗ).
Налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Налогоплательщиком не представлено сведений о том, входит ли данное имущество в состав линий электропередач и как они взаимосвязаны, а его правовой статус не подпадает под статус, установленный статьей 3 Закона N 35-ФЗ, в связи с чем он не имеет права на применение налоговых льгот в отношении данного вида имущества.
В части отказа в применении налоговых льгот в отношении объектов: отводящий канал из ж/б лотков (орошение) в две нитки, К-У ГЭС; отводящий канал в земляном русле, БГЭС; плотина земляная (длина по гребню 60-м, ширина 3, L=180п.м., БекГЭС; = канал отводящий, нижнего бьефа, СУ ДзГЭС; плотина грунтовая Дз.ГЭС; отводящий канал, ДзГЭС; канал деривационный ДзГЭС; плотина земляная смешанного типа с каменой наброской, ГдГЭС; подводящий деривационный канал в бетонной облицовке ЭзмГЭС; плотина глухая земляная с армобетонным экраном ЭзмГЭС; отводящий канал с мостом с откосами 1:1,5 облицов, ЭГЭС; бассейн суточного регулирования ЭГЭС, - судом первой инстанции правомерно отказано в применении пункта 4 статьи 374 НК РФ на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
НК РФ не раскрывает понятие "водный объект", данное понятие определено в Водном кодексе Российской Федерации, где в статье 1 указано, что водный объект -природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании статьи 4 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
При этом настоящий закон определяет природно-антропогенный объект как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение, антропогенный объект как объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам отнесены среди прочих каналы, водохранилища. Гидротехнические сооружения, какими являются отводящие каналы, плотины земляные и бассейн суточного регулирования в перечне водных объектов не поименованы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водопользователи при использовании водных объектов имеют право осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах.
Гидротехнические сооружения, в том числе плотины, каналы и бассейны, не относятся к водным объектам, а относятся к сооружениям, расположенным на водных объектах.
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и другие.
Как указано в пункте 2 статьи 256 НК РФ, земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) не подлежат амортизации.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).
В соответствии с пунктом 2 статьи 256 НК РФ и пункту 17 ПБУ 6/01 земельные участки и объекты природопользования не подлежат амортизации, поскольку они относятся к группе основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.
В соответствии со статьей 62 Водного кодекса Российской Федерации, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам).
В соответствии с приложением к Правилам установления охранных зон для гидроэнергетических объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 884 "Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов") охранные зоны устанавливаются вдоль плотины гидроэнергетического объекта на водном пространстве от водной поверхности до дна между береговыми линиями при нормальном подпорном уровне воды в верхнем бьефе и среднемноголетнем уровне вод в период, когда они не покрыты льдом, - в нижнем бьефе, ограниченном параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от оси водоподпорного сооружения на расстоянии: а) для объектов высокой категории опасности - 500 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла; б) для объектов средней категории опасности - 350 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла; в) для объектов низкой категории опасности - 200 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" данный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Статьей 3 указанного закона установлено, что безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Критериями безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Из вышеперечисленных норм права следует, что объекты, которые общество отнесло к водным, являются гидротехническими сооружениями, поскольку подлежат амортизации. Вместе с тем, факт амортизации данного имущества материалами дела подтвержден, что указывает на правильное отнесение объектов к гидротехническим.
Гидротехнические сооружения не могут иметь рекреационного назначения, на что указывает апеллянт, так как данные объекты не только являются опасными и технически сложными, но и пользование ими ограничено, что не соответствует принципам установления рекреационного признака к водным объектам.
Заключение экспертизы о предназначении вышеуказанных объектов для защиты от наводнений правомерно отклонено судом первой инстанции ввиду того, что гидротехнические сооружения являются источником угрозы и не служат для предотвращения неблагоприятных условий окружающей среды. Данный вывод соответствует позиции Минфина России, содержащейся в письме от 18.07.2011 года N 03-05-05-01/56, в соответствии с которой гидротехнические сооружения не относятся к природным ресурсам, поскольку относятся к особо опасным и технически сложным объектам, входящим согласно Порядку в инфраструктуру на водных объектах. Кроме того, указанные основные средства подлежат амортизации.
Таким образом, объекты, в отношении которых обществом заявлено применение налоговых льгот, правильно квалифицировано судом первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционных жалоб апеллянтом, относятся на него в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2013 по делу А61-3551/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3551/2012
Истец: ОАО "Федеральная генерирующая компания - РусГидро"
Ответчик: МРИ ФНС РФ по г. Владикавказу
Третье лицо: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N4