г. Красноярск |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А74-5614/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" марта 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от Министерства внутренних дел по Республике Хакасия - Менс О.В. - представителя по доверенности от 31.12.2013 N 1/72,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "25" ноября 2013 года по делу N А74-5614/2013, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Хакасия (ИНН 1901022869, ОГРН 1021900538660) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Республике Хакасия" (ИНН 1901067059, ОГРН 1051901017453) о признании незаконным решения федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Республике Хакасия" от 02.08.2013 N 79-1-9 об отказе в государственной регистрации судна "Тепсей", принадлежащего заявителю на праве оперативного управления.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 ноября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что обязанность по регистрации маломерных судов государственными инспекторами по маломерным судам закреплена приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.04.2005 N 368 "Об утверждении перечня должностей государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей".
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на необоснованность вывода суда о том, что отказ в государственной регистрации судна не влечет ограничения права распоряжения судном, поскольку подзаконными нормативными правовыми актами установлен запрет на управление маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке.
От ответчика отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определением от 03.02.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 04.03.2014.
В судебное заседание не явился и не направил своих представителей ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 03.02.2014 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения данного судебного акта на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Министерство внутренних дел по Республике Хакасия письмом от 25.07.2013 N 1/41/1525 обратилось в федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Республике Хакасия" с заявлением о регистрации числящегося на балансе заявителя судна "Тепсей" проекта КС-100А длиной 12 м и мощностью двигателя 125 кВт (т.1, л.д. 25).
По результатам рассмотрения данного заявления ответчик письмом от 02.08.2013 N 79-1-9 отказал заявителю в регистрации судна по причине отсутствия порядка регистрации маломерных судов мощностью двигателя 55 кВт и свыше (т.1, л.д. 27).
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с требованием о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Заявитель, считая решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Оценив доводы заявления, представленные доказательства, объяснения сторон арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя. При этом заявителем должен быть соблюден установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение с заявлением, а в случае его пропуска заявлено ходатайство о восстановлении срока с приложением доказательств, обосновывающих уважительные причины пропуска срока.
Судом первой инстанции установлено, что заявление подано в пределах установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поскольку отказ датирован 02.08.2013, заявление в арбитражный суд подано 10.10.2013.
В соответствии со статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из письма от 02.08.2013 N 79-1-9 федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Республике Хакасия", основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие нормативно установленного порядка регистрации маломерных судов мощностью двигателя 55 кВт и свыше.
В силу части 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно пункту 3 которого (в редакции Постановления Правительства от 22.07.2013 N 617) маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются Государственной инспекцией по маломерным судам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что судно "Тепсей" проекта КС-100А длиной 12 м и мощностью двигателя 125 кВт используется заявителем в коммерческих целях.
Таким образом, органом, уполномоченным осуществлять действия по государственной регистрации спорного судна, является федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Республике Хакасия".
Порядок государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определен в Правилах государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пункта 2 указанных Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500, в силу которого государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе, подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт, эксплуатируемые во внутренних водах.
С учетом того, что мощность прогулочного судна, принадлежащего заявителю свыше 55 киловатт, суд первой инстанции посчитал правомерным отказ федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Республике Хакасия" в регистрации этого судна.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм действующего законодательства: при рассмотрении дела суд руководствовался нормативно-правовыми актами, которые не подлежали применению в связи с нижеследующим.
Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна", вступившим в силу 25.05.2012, внесены изменения в статью 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в том числе закреплено понятие маломерного судна, под которым понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Постановлением Правительства от 22.07.2013 N 607 внесены изменения в Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Постановлением Правительства от 23.12.2004 N 835, в том числе из пункта 3 исключены технические характеристики (вместимость, мощность двигателя, пассажировместимость) маломерных судов, в отношении которых осуществляет свою деятельность Государственная инспекция по маломерным судам, тем самым указанное Положение приведено в соответствие с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации принадлежащего ему маломерного судна (25.07.2013) изменения в Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Постановлением Правительства от 23.12.2004 N 835, внесенные Постановлением Правительства от 22.07.2013 N 607, были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), а на момент принятия обжалуемого отказа в государственной регистрации (02.08.2013) вступили в законную силу.
Вместе с тем необходимые изменения, касающиеся определения понятия маломерного судна в целях определения наличия или отсутствия правовых оснований для его государственной регистрации, в установленном законом порядке в Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденные приказом МЧС России от 29.05.2005 N 500, не внесены, поэтому указанные Правила могут применяться в части не противоречащей Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Поскольку Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации имеет большую юридическую силу, чем приказ МЧС России от 29.05.2005 N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то при классификации судна в целях определения органа, уполномоченного осуществлять действия по регистрации маломерных судов, следует руководствоваться понятием маломерного судна, установленным названным Кодексом.
При разрешении иерархической коллизии между нормами подзаконных актов, определяющих компетенцию Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в части регистрации маломерных судов, следует руководствоваться Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, как актом, имеющим большую юридическую силу, чем Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.05.2005 N 500.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в настоящее время для отнесения судна к маломерным мощность главного двигателя судна не имеет правового значения, судно, принадлежащее на праве оперативного управления Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, отвечает установленным законодателем требованиям, предъявляемым к маломерным судам, указанное судно в соответствии с частью второй статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежит регистрации и учету в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, то есть Государственной инспекцией по маломерным судам.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в отсутствие законодательно установленного требования и порядка регистрации маломерных судов с мощностью двигателя 55 киловатт и более отказ в государственной регистрации судна не нарушает право заявителя на пользование и распоряжение судном в пределах, допускаемых правом оперативного управления, по следующим основаниям.
Обязательность государственной регистрации судна (за исключением судов массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивных парусных судов, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха) установлена статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 11.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выпуск в плавание маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, но не зарегистрированного в установленном порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемого отказа в государственной регистрации принадлежащего заявителю на праве оперативного управления маломерного суда статьям 3, 16, 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и пунктам 3, 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, и нарушении им прав и законных интересов заявителя, что является основанием для удовлетворения требований заявителя.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неприменении судом первой инстанции статей 3, 16, 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и пунктов 3, 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции нарушение или неправильное применение норм материального права.
При указанных выше обстоятельствах Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 ноября 2013 года по делу N А74-5614/2013 с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит разрешению, поскольку стороны в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" ноября 2013 года по делу N А74-5614/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным отказ федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Республике Хакасия" в государственной регистрации судна "Тепсей" проекта КС-100А длиной 12 м и мощностью двигателя 125 кВт, выраженный в письме от 02.08.2013 N 79-1-9.
Обязать федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий по Республике Хакасия" зарегистрировать право оперативного управления Министерства внутренних дел по Республике Хакасия на судно "Тепсей" проекта КС-100А длиной 12 м и мощностью двигателя 125 кВт.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5614/2013
Истец: Министерство внутренних дел по Республике Хакасия
Ответчик: ФКУ "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия"