г. Томск |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А45-10711/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
с применением средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Гавриленко Н.А. по доверенности от 09.01.2014;
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Спецзавод "Квант"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.12.2013
по делу N А45-10711/2013 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Спецзавод "Квант",г.Новосибирск (ОГРН 1095405026860 ИНН 5405404762)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу
третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Спецзавод "Квант" (далее - ООО Спецзавод "Квант", заявитель, общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента, об обязании департамента рассмотреть заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемые виды деятельности в части медицинских отходов.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, мотивируя наличием оснований для переоформления лицензии; полагает, что выводы суда основаны на письмах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по природопользованию, что недопустимо.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, его представитель в судебном заседании, против доводов апелляционной жалобы возражали, просили оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Департамента, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию N 054 00087 от 12.03.2012 на осуществление деятельности по сбору и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, выданную заинтересованным лицом, с местом осуществления лицензируемого вида деятельности: 632644, Новосибирская область, Коченевский район, р.п. Коченево, ул. Инновационная, 1.
21 мая 2013 года общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о переоформлении лицензии в связи с изменением выполняемых работ: наименование- медицинские отходы, код опасного отхода- 97100000 00 00 0, класс опасности- 4, виды выполняемых работ- обезвреживание.
24 мая 2013 года Департамент возвратил заявление общества о переоформлении лицензии и прилагаемые к заявлению документы без рассмотрения со ссылкой на неправомерность заинтересованным лицом выдавать разрешительную документацию в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов, в целом), а также с биологическими отходами.
Указанные действия заинтересованного лица послужили основанием для обращения 20 июня заявителя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что заинтересованное лицо, уполномоченное лицензировать деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, не вправе выдавать разрешительную документацию на осуществление деятельности в области обращения с медицинскими отходами.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело в порядке главы 34 АПК РФ, отклоняя доводы апеллянта, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 11 Закона N 89-ФЗ, статей 14, 16, 18 Федерального закона N 7-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны и здоровья человека.
Согласно частям 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных видов отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также на отходы 1 - 4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - 4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
С учетом того, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ внесены изменения в часть 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым, отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, нормы Закона N 89-ФЗ об обращении с отходами производства и потребления, таким образом, не могут быть признаны общими по отношению к обращению с медицинскими отходами в силу прямого толкования части 2 статьи 2 Закона N89-ФЗ, согласно которой, в настоящее время предполагается существование самостоятельного комплекса правовых норм, регулирующих обращение с медицинскими отходами отдельно от норм Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В развитие указанного пунктом 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природы Российской Федерации от 25.02.2010N 50, установлено, что действие данного Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.
Таким образом, в части, не урегулированной нормами Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и иными нормативными актами, к обращению с медицинскими отходами не может быть применено регулирование Законом N 89-ФЗ, поскольку отношения в области обращения с медицинскими отходами были выведены с 01.07.2009 из сферы регулирования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
На основании изложенного следует, что действие норм Закона N 89-ФЗ не распространяется на биологические отходы, на что указывается в письме Министерства природы Российской Федерации от 16.12.2011 N 12-46/18775 "О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами".
Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1).
Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 части 2 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Статья 49 Закона N 323-ФЗ устанавливает, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий (часть 1).
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1.класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2.класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3.класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4.класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5.класс "Д" - радиоактивные отходы (часть 2).
Как предусмотрено в части 3 комментируемой статьи, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти должны устанавливаться классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления предусмотрены способами безопасными для здоровья населения и среды обитания, осуществляемыми в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Пунктом 2.1 указанных СанПиН медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (А, Б, В, Г, Д).
Кроме того, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.03.2008 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологических правила СП 3.3.2342-08 "Обеспечение безопасности иммунизации".
В соответствии с пунктом 4.11 данных Правил транспортирование медицинских отходов к месту их уничтожения (переработки) производится специализированным транспортом организации, имеющей соответствующую лицензию.
В силу пункта 5.2.114 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, на Министерство здравоохранения возложены полномочия по принятию нормативного правового акта, регламентирующего классификацию, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов.
Как установлено судом из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.12.2011 N 12-46/18775, действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяются на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов в целом), а также на биологические отходы, и, как следствие, выдача разрешительной документации в области обращения с отходами на вышеуказанные отходы неправомерна.
Как усматривается из пункта 4.16 Положения департамента, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011, заинтересованное лицо выдает лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Новосибирской области один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования своим письмом от 29.03.2013 N СМ-08-03-31/4225 (л.д. 34 т.1), рассмотрев обращение Департамента Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу по вопросу о лицензировании деятельности по обращению с отходами сообщила заинтересованному лицу, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений не подлежат регулированию Законами N 89-ФЗ и N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности), указав, что полномочия по принятию нормативного правового актов, определяющих классификацию, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов осуществляет Минздрав России.
Из письма Министерства здравоохранения РФ от 03.12.2013 N 12-6/5234 (л.д. 113 т.1), выданного в порядке письменных пояснений по рассматриваемому делу, следует, что третье лицо является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения по классификации, правилам сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов третьим лицом не принят до настоящего времени.
Исходя из анализа вышеперечисленных норм права и обстоятельств дела, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что к полномочиям Правительства РФ в области лицензирования относится определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, такой федеральный орган правительством установлен в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации; заинтересованное лицо, уполномоченное лицензировать деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, не вправе выдавать разрешительную документацию на осуществление деятельности в области обращения с медицинскими отходами.
В силу положений пункта 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, требования общества не удовлетворены правомерно, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых (действий (бездействия) Департамента по возврату заявления общества о переоформлении лицензии в связи с изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемые виды деятельности в части медицинских отходов и об отсутствии нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя, факт уплаты которой подтвержден надлежащим образом.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 декабря 2013 года по делу N А45-10711/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10711/2013
Истец: ООО Спецзавод "Квант"
Ответчик: Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу
Третье лицо: Министерство здравоохранения РФ