г. Самара |
|
05 марта 2014 г. |
А72-9686/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
от Администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещена,
от Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 4" - представителя Тонкова А.В. (доверенность от 23.10.2013 г.),
от Управления по реализации социально-значимых программ и проектов Администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещено,
от Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещено,
от Министерства здравоохранения Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Финансового управления Администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2013 года по делу N А72-9686/2013 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 4" (ИНН 7303022951, ОГРН 1027301405801), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Управлению по реализации социально-значимых программ и проектов Администрации города Ульяновска (ИНН 7325000359, ОГРН 1027301166254), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
третьи лица:
Министерство здравоохранения Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
Администрация города Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
Финансовое управление Администрации города Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
об обязании перечислить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 4" (далее - детская поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ) к Управлению по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска, к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска о взыскании с ответчиков солидарно денежных средств в размере 62 394 руб. 20 коп.(т. 1 л.д. 2-3, т. 2 л.д. 55).
Определением от 07.08.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Ульяновской области и Администрацию города Ульяновска (т. 1 л.д. 1).
Определением от 04.09.2013 суд удовлетворил ходатайство заявителя об отказе от требований в части требования о признании незаконными бездействия, выразившиеся в не перечислении денежных средств, выделенных в рамках реализации областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" на 2011-2012 годы. Производство по делу в данной части прекращено.
Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Финансовое управление Администрации города Ульяновска (т. 1 л.д. 148-149).
Определением от 31.10.2013 суд по ходатайству заявителя привлек в качестве соответчика Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.12.2013 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" в пользу Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 4" 62 394 рубля 20 коп. - сумму неосновательного обогащения, а также 2 495 рублей 77 коп. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения (т. 2 л.д. 70-73).
Администрация г. Ульяновска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 02.12.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2 л.д. 77-78).
Податель апелляционной жалобы указывает, что перечисление денежных средств на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи в бюджет муниципального образования г. Ульяновск производилось на основании действующего законодательства и не является неосновательным обогащением. Органом, осуществляющим в настоящее время, функции и полномочия учредителя и главным распорядителем средств, в отношении государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области с 01.01.2012 является Министерство здравоохранения Ульяновской области. В связи с чем, перечисление остатков средств по ОЦП "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" из бюджета муниципального образования г. Ульяновск в государственные учреждения здравоохранения нарушит принцип подведомственности расходов бюджетов и нарушается статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Детская поликлиника представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство здравоохранения социального развития и спорта Ульяновской области Ульяновской области обратилось в суд с ходатайством (изложенном в отзыве на апелляционную жалобу) о замене Министерства здравоохранения Ульяновской области на его правопреемника Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на основании распоряжения правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года N 612-пр "О реорганизации Министерства здравоохранения Ульяновской области".
Суд апелляционной инстанции заявленное ходатайство удовлетворил, произвел замену Министерства здравоохранения Ульяновской области на его правопреемника Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, в своем отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 4" в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Администрации г. Ульяновска, Управления по реализации социальных программ, Муниципального образования г. Ульяновск, Министерства здравоохранения социального развития и спорта Ульяновской области, Финансового управления Администрации г. Ульяновска, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие вышеуказанных представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, выслушав представителя детской поликлиники, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в обоснование своих требований заявитель указывает, что в рамках реализации областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 N 12/133-П в целях повышение качества и обеспечения доступности медицинской помощи населению Ульяновской области ГУЗ "Детской городской поликлинике N 4" Управлением по реализации социально значимых программ и проектов Администрации города Ульяновска были выделены денежные средства из фондов обязательного медицинского страхования в размере 427 923 руб. 18 коп. (например, по предусмотренным Приложением N 1 к Программе п.2.3.16 - Оснащение оборудованием и п.8.1.26 - Мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами).
По заявкам ГУЗ "Детская городская поликлиника N 4" было профинансировано 365 528 руб. 98 коп, что подтверждается расходными расписаниями и платежными поручениями. В результате чего неосвоенными остались денежные средства в размере 62 394 руб. 20 коп., находящиеся в настоящее время в бюджете МО "Город Ульяновск", которые и просит взыскать детская поликлиника с Управления по реализации социально-значимых программ и проектов Администрации города Ульяновска и муниципального образования г. Ульяновск в лице Администрации г. Ульяновска
Управление по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска с заявленными требованиями не согласно, по доводам изложенным в отзыве на заявление, пояснили, что Управление по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска является функциональным (отраслевым) органом администрации города Ульяновска с 13.01.2012 года. Управление по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска не является государственным органом.
В настоящее время Распоряжением администрации города от 16.03.2012 N 102-Р "Об уполномоченном органе" Управление по реализации социально значимых программ и проектов определено уполномоченным органом по погашению кредиторской задолженности государственных учреждений здравоохранения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. Кредиторская задолженность учреждений отражена в балансах за 2011 год, денежные средства по областной целевой программе "Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011-2012 годы" не являются кредиторской задолженностью учреждений, соответственно не могут погашаться Управлением по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 50 Закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение данных программ производится за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий.
Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 N 782, формирование тарифов на медицинскую помощь, оказываемую за счет средств обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом определенных Программой нормативов.
Статья 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" гласит, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных союзов медицинских работников и являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела следует, что платежными поручениями: N 785 от 10.06.2011на сумму 995 руб. 95 коп., N 836 от 10.06.2011 на сумму 118 819 руб. 94 коп., б/н от 22.06.2011 на сумму 344 руб. 88 коп., б/н от 22.06.2011 на сумму 55 630 руб. 23 коп., N 220 от 11.07.2011 на сумму 137 249 руб. 10 коп., N 3 от 12.07.2011 на сумму 1 913 руб. 14 коп., N 477 от 25.07.2011 на сумму 75 490 руб. 00 коп., N 244 от 09.08.2011 на сумму 520 руб. 71 коп., N 47 от 26.08.2011 на сумму 36 000 руб. 00 коп., N 479 от 08.09.2011 на сумму 959 руб. 23 коп., истец получил от страховых медицинских компаний ЗАО МСК "Солидарность для жизни" и ООО "РГС-Медицина" в качестве целевых средств по программе "Модернизация здравоохранения в Ульяновской области", о чем указано в платежных поручениях.
В общей сложности в рамках программы по модернизации здравоохранения истцом было получено 427 923 руб. 18 коп.
В последующем данная сумма 427 923 руб. 18 коп. по платежным поручениям: N 1778487 от 20.06.2011 на сумму 995 руб. 95 коп., N1778485 от 20.06.2011 на сумму 118 819 руб. 94 коп., N1810176 от 28.06.2011 на сумму 344 руб. 88 коп., N1810178 от 28.06.2011 на сумму 55 630 руб. 23 коп., N1870106 от 13.07.2011 на сумму 137 249 руб. 10 коп., N1875347 от 14.07.2011 на сумму 1 913 руб. 14 коп., N 1921766 от 27.07.2011 на сумму 75 490 руб. 00 коп., N1981803 от 12.08.2011 на сумму 520 руб. 71 коп., N2059490 от 08.09.2011 на сумму 36 000 руб. 00 коп., N2072404 от 13.09.2011 на сумму 959 руб. 23 коп., была перечислена на расчетный счет Управления по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска (ранее Комитет здравоохранения города Ульяновска). В назначении платежа указано - перечисление в доход бюджета цел.средства на программу "Модернизация здравоохранения Ульяновской области", согласно распоряжению 16 от 08.06.2011 (том 1, л.д. 10-27).
Стороны не представили в материалы дела распоряжение 16 от 08.06.2011 или какие-либо иные документы в обоснование перечисления медицинским учреждением в рамках реализации программы модернизации здравоохранения в доход бюджета денежных средств полученных от страховых компаний.
Часть денежных средств в сумме 365 528 руб. 98 коп. была возвращена истцу Комитетом здравоохранения мэрии города Ульяновска по Расходным расписаниям.
Осталась невозвращенной сумма 62 394 руб. 20 коп. которая без всяких оснований удерживается ответчиком.
Согласно п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Пунктом 2 ст.1105 ГК РФ предусмотрено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Таким образом, сумма неосновательного обогащения составила 62 394 руб. 20 коп.
Заявитель, предъявив требования к Управлению по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска, г.Ульяновск и к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, просит взыскать сумму неосновательного обогащения солидарно с ответчиков.
Из представленных заявителем платежных поручений следует, что вся сумма перечислялась им на счет Комитета здравоохранения города Ульяновска в настоящее время - Управление по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска. Из пояснений ответчиков следует, что денежные средства зачислены в бюджет муниципального образования. Доказательств, опровергающих данные факты, в материалы дела не представлено. Доказательства перечисления денежных средств, поступивших от заявителя, в иные бюджеты, либо иным организациям в материалы дела также не представлены.
С учетом изложенного судом правомерно указано, что в данном случае ответчиком следует считать Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска.
Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса РФ:
- главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
-главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
-администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В подпункте 12.1 п.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, среди которых предусмотрено полномочие: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
На основании п.1 ст.40 Бюджетного кодекса РФ возврат (зачет, уточнение) платежа осуществляется органами федерального казначейства согласно поручению (уведомлению) соответствующего администратора доходов бюджета.
В соответствии с ч.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, предоставлять поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном "Министерством финансов РФ.
При данных обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что в спорном правоотношении сумма неосновательного обогащения подлежит взысканию судом с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск".
Данный вывод сделан судом также с учетом п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22 июня 2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В части требований к Управлению по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска судом отказано, выводы суда данной части лицами, участвующими в деле не обжалуются.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на изложенную выше оценку судом обстоятельств настоящего дела, не опровергают обстоятельств, установленных судом и сделанных им выводов и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются. Доказательств возврата спорной денежной суммы, выделенной истцу в рамках реализации областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 N 12/133-П в целях повышение качества и обеспечения доступности медицинской помощи населению, в материалы дела не представлено. Указанной денежной суммой ответчик пользовался без установленных оснований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2013 года по делу N А72-9686/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9686/2013
Истец: ГУЗ "Детская городская поликлиника N4"
Ответчик: МО "Город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, Управление по реализации социально значимых программ и проектов администрации города Ульяновска, Управление по реализации социально-значимых программ и проектов администрации города Ульяновска
Третье лицо: Администрация города Ульяновска, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Финансовое управление Администрации города Ульяновска