г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А26-7446/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой А.В., при участии:
от заявителя: Ердяковой М.А. по доверенности от 25.10.2013;
от заинтересованного лица: Корнилова К.А. по доверенности от 24.06.2013 N 06-20/2;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-8763/2011) ООО "Форест-групп" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2013 по делу N А26-7446/2013 (судья Кришталь Н.А.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
ООО "Форест-групп" (185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Ровио, д.3, оф.82-84,121-130, ОГРН1116324002530, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановлений от 25.09.2013 N 416/13л о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей и N 417/13л о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда первой инстанции ООО "Форест-групп" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным и обоснованным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Форест-групп" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт о признании незаконными оспариваемых постановлений.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение- постановлением N 416/13л- по части 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (не вывезло заготовленную древесину) и постановлением N 417/13л - по части 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (не произвело окорку (обработку пестицидами) заготовленной древесины, поскольку предметом правонарушения является одна и та же древесина, имело место одно деяние (бездействие), и с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса, обществу должно быть назначено наказание в пределах более строгой санкции одной из указанных статей. Кроме того, заявитель ссылается на незаконность привлечения его к административной ответственности за оставление на лесосеке компактных недорубов и недоруба в виде куртин и отдельных деревьев, поскольку такого запрета пункты 12, 13 Правил заготовки древесины не устанавливают.
Представитель Министерства с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ООО "Форест-групп" осуществляет заготовку древесины на основании договора аренды лесного участка, заключенного 18.12.2007 с Министерством лесного комплекса Республики Карелия, расположенного на территории ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество".
12.12.2011 обществом подана лесная декларация об использовании в период с 23.12.2011 по 22.12.2012 леса для заготовки древесины на лесном участке Олонецкого центрального лесничества, в том числе в квартале 148 выделах 26,28 делянки 1 Коткозерского участкового лесничества.
На основании обращения ООО "Форест-групп" срок рубки, хранения и вывозки древесины по лесной декларации от 12.12.2011 продлен Министерством до 30.04.2013 (письмо от 16.01.2013 N 2.2-21/188).
19.06.2013 лесничим Виглиевым М.В. в присутствии государственных инспекторов по охране леса и представителя ООО "Форест-групп" Чекмарёва В.А. проведен осмотр мест рубок (квартал 148 делянка 1 выделы 26, 28 Коткозерского участкового лесничества)
В ходе проверочных мероприятий выявлены нарушения обществом лесохозяйственных требований, выразившихся в оставлении на лесосеке на летний период неокоренной древесины без обработки инсектицидами в объеме 444,27 куб. м.; оставлении невывезенной в установленный срок древесины в объеме 444,27 куб. м.; несоблюдении способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков на площади 7,6 га; оставлении четырех компактных недорубов общей площадью 1,7 куб. м., недоруба в виде куртин или отдельных деревьев в объеме 164,56 куб. м.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в акте осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) N 19 от 19.06.2013.
19.06.2013 государственным лесным инспектором, с участием представителя общества Чекмарёва В.А., составлены протокол N 1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обществу вменяется нарушение пунктов 12, 13 "з",13 "к" Правил заготовки древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2011 N 337 и протокол N 2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обществу вменяется нарушение пункта 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2007 N 414.
На основании указанных протоколов N 1 и N 2 от 19.06.2013 заместителем главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия вынесены постановления от 25.09.2013 N 416/13л о привлечении ООО "Форест-групп" к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей и N 417/13л о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество не согласилось с указанными постановлениями по тем основаниям, что в рассматриваемом случае имело место одно бездействие в отношении одной и той же древесины, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса обществу должно быть назначено наказание в пределах более строгой санкции. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции дал полную оценку доводам заявителя и, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С 31.01.2012 вступили в силу утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 Правила заготовки древесины, которые действовали на момент окончания заготовки древесины по лесной декларации от 12.12.2011 и на момент проведения осмотров мест рубок.
В пункте 12 действующих в настоящий период Правил заготовки древесины содержится норма, согласно которой, рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации; срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Подпунктом "з" пункта 13 Правил заготовки древесины предусмотрен запрет на оставление на лесосеке древесины, не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки).
В силу подпункта "к" пункта 13 Правил заготовки древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Согласно пункту 38 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденными приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130, определяющему порядок учета невывезенной древесины, при освидетельствовании подлежит учету вся не вывезенная с лесосек древесина, в том числе, оставленная на погрузочных площадках. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам у сплавных путей, железных и шоссейных дорог, к установкам и приспособлениям для переработки, а также к складам у лесовозных дорог или другим складам, устроенным в местах, согласованных с лесхозом и указанных в лесорубочном или лесном билете.
Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного указанной нормой, выражается в действии или бездействии, нарушающих требования установленных правил заготовки древесины.
Материалами административного дела подтверждается, что в нарушение требований Правил заготовки древесины с делянки 1 квартала 148 (выделы 26,28) общество в установленный срок (с учетом его продления до 30.04.2013) не вывезло древесину в объеме 444,27 куб. м.; допустило несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков на площади 7,6 га; оставило четыре компактные недорубы общей площадью 1,7 куб. м. и недорубы в виде куртин или отдельных деревьев в объеме 164,56 куб. м. Данные факты общество не отрицает.
Частью 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила санитарной безопасности).
Согласно пункту 44 указанных Правил в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами. Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.03.2011 N 61 "Об утверждении перечня лесорастительных зон Российской Федерации и перечня лесных районов Российской Федерации" Олонецкий район Республики Карелия отнесен к Средне-таежному району европейской части Российской Федерации.
Согласно пункту 72 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 все лесопользователи при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней обязаны принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями, в этих целях древесина в виде круглых лесоматериалов (сортиментов), долготья или хлыстов должна быть окорена или обработана инсектицидами. Период запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции на срок более 30 дней установлен в Приложении 8 к указанному приказу для средней и южной тайги - с 15 мая по 15 августа.
Материалами дела подтверждается и обществом не отрицается факт оставления на делянках в летний период на срок более 30 дней заготовленной древесина в объеме 444,27 куб.м ( в том числе ель-61,02 куб.м, береза-304,48 куб.м, осина 78,77 куб.м) без удаления коры или обработки древесины пестицидами.
Суд правильно указал, что Правила заготовки древесины и Правила санитарной безопасности устанавливают единые требования к заготовке древесины в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Несоблюдение указанных требований в соответствии с определенными условиями является нарушением указанных Правил.
Таким образом, при осуществлении заготовки древесины ООО "Форест-групп" обязано исполнять требования Правил заготовки древесины, одним из которых являются требования по вывозу в установленные сроки и установленными способами древесины с делянки и Правил санитарной безопасности, предусматривающих удаление коры или обработку заготовленной древесины пестицидами, в случае ее хранения более 30 дней на лесосеке в весенне-летний период.
Административный орган в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в полном объеме подтвердил вину общества в совершении административного правонарушения. Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии каких-либо обстоятельств, исключающих вину общества в нарушении норм Лесного законодательства.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при составлении протоколов об административных правонарушениях и вынесении постановлений о привлечении общества к административной ответственности, в том числе нарушения статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам общества о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Из постановления от 25.09.2013 N 416/13л следует, что основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужили факты нарушения обществом пунктов 12, 13 "з",13 "к" Правил заготовки древесины-оставление на делянке невывезенной в срок древесины, а постановлением от 25.09.2013 N 417/13 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение пункта 44 Правил санитарной безопасности, выразившееся в необработке оставленной на делянке древесины.
Следовательно, 19.06.2013 административным органом при проведении осмотра мест рубок выделенных обществу лесных участков выявлены два самостоятельных события административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена разными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях- оставление невывезенной в установленный срок древесины (часть 1 статьи 8.25 Кодекса) и необработка пестицидами (либо окорка), заготовленной древесины по истечении разрешенного для ее хранения на делянке срока (часть 1 статьи 8.31 Кодекса).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что составы указанных правонарушений характеризуются различными видовыми объектами посягательства (общественные отношения, связанные с соблюдением правил заготовки древесины, и общественные отношения, связанные с обеспечением санитарной безопасности в лесах) и различной объективной стороной правонарушения и имеют различную длительность не прекращающегося противоправного длящегося поведения правонарушителя.
Исходя из положений пункта 12 Правил заготовки древесины нарушение, выразившееся в оставлении на лесосеках невывезенной древесины в срок, установленный лесной декларацией от 12.12.2011, имело оконченный состав 01.05.2013 (с учетом продления срока до 30.04.2013).
Нарушение Правил санитарной безопасности (с учетом пункта 44) и приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 является оконченным с 16.06.2013 (с учетом начала весеннее-летнего сезона-15.05.2013).
Следовательно, в рассматриваемом случае имело место два разных бездействия: невывозка в установленный срок заготовленной древесины и необработка, заготовленной древесины по истечении разрешенного для ее хранения срока на делянке. Таким образом, довод заявителя о совершении им одного действия (бездействия), содержащего составы двух административных правонарушений, является несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
С учетом изложенного, привлечение общества постановлением N 467/13л от 25.09.2013 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.31 Кодекса, не свидетельствует о том, что общество не может быть привлечено к административной ответственности за совершенное им правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.25 Кодекса. В связи с этим нормы, содержащиеся в частях 1-3 статьи 4.4 Кодекса, на которые ссылается заявитель, не подлежат применению в настоящем деле.
Таким образом, оспариваемые обществом постановления от 25.09.2013 N 416/13л о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и N 417/13л о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесены в срок, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наложение Министерством штрафа в размерах 5 000 и 10 000 рублей в пределах санкций, предусмотренных указанными статьями, суд находит обоснованным.
Заявитель в апелляционной жалобе повторил доводы, изложенные в заявлении, которым судом дана полная и правильная оценка с применением норм материального права, оснований для их переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12 декабря 2013 года по делу N А26-7446/2013, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Форест-групп"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7446/2013
Истец: ООО "Форест-групп"
Ответчик: Министерство по по природопользованию и экологии Республики Карелия, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия